«Яндекс» оценит для банков, способны ли россияне расплатиться по кредитам
«Если гражданину отказали в кредите, потому что он часто ищет в поисковике «Яндекса» бары, клиент может это посчитать поводом для иска». Какие преимущества и риски у новой системы оценки заемщиков.
Компания «Яндекс» и два крупнейших кредитных бюро в России, «Эквифакс» и ОКБ, запустили проекты по оценке заемщиков, согласно которой их скоринговый балл будет основан в том числе на данных поисковика. Об этом пишет РБК со ссылкой на два источника на рынке, информацию подтвердили в Объединенном кредитном бюро и самом «Яндексе».
В проекте «Яндекса» и ОКБ партнеры «смешивают» скоринг — доступа к данным друг друга у них нет. У кредитного бюро есть информация о кредитах и запросах на них, платежах физлица и его долговой нагрузке. У интернет-компании есть агрегированные и обезличенные статистические данные о его пользователях, но какая именно информация используется, не раскрывается. По такой модели можно оценить более 95% заемщиков, считают в ОКБ.
В пресс-службе «Яндекса» заявили, что данные пользователей не передаются партнерам. По словам источника, близкого к участнику проекта, компания получает от кредитного бюро адрес электронной почты и номер мобильного телефона в зашифрованном виде, на основе которых и строит модель. По какому именно человеку «Яндекс» получил запрос, компания понять не может, уверяет он.
Сейчас сервис «Яндекс» и кредитных бюро в тестовом режиме используют несколько банков. «Сервис позволяет банку точнее оценить риск клиента — чем чем больше данных, тем точнее скоринг», — сказал представитель Альфа-банка.
По закону компании могут использовать обезличенные данные в скоринге, но это не страхует их от возможных исков, считает управляющий партнер юридической компании «Кочерин и партнеры» Владислав Кочерин:
Если гражданину отказали в кредите, потому что он часто ищет в поисковике «Яндекса» бары, клиент может это посчитать поводом для иска.