Юлия Крутеева: «Спонсоров не обслуживаем»
«По-настоящему успешным можно считать только того, кто доволен своим делом. Даже если бизнес у него маленький». — Правила жизни владелицы галереи «АРТ-птица» в спецпроекте к 8 Марта.
«Редко кто сейчас говорит: у меня все отлично. Если вы спросите у знакомых: «Как дела?», девять из десяти будут ныть, сетуя на кризис, высокие налоги, коррупцию и деспотичную власть». Этим горьким наблюдением Юлия Крутеева поделилась с «Деловым кварталом» три года назад. И увы, градус пессимизма в обществе за это время только вырос. Но вместе с тем выросло и число людей, которые убеждены: только то, что сделано своими руками, делает человека по-настоящему счастливым.
Юлия Крутеева, «АРТ-птица»:
Фото из личного архива
1. Главная задача художника — созидать, а деньги — это индикатор, показывающий, насколько он был прав в своих жизненных ожиданиях.
2. Я не выставляю вещь на продажу, если она мне не нравится. Даже если 40 экспертов скажут, что это — произведение искусства. Нельзя втюхивать покупателю то, в чем сомневаешься.
3. Мы работаем для покупателей, приходящих с улицы. В то время как большинство художественных галерей Екатеринбурга «прикреплены» к чьим-то деньгам: это может быть богатый собственник, занимающийся искусством ради имиджа, или клиент-олигарх, под вкусы которого подбираются картины и ювелирные изделия. А мы не обслуживаем спонсоров и не осваиваем деньги, заработанные в других отраслях.
4. Я не очень умею выстраивать отношения с людьми. Мне сложно заставить человека выполнять поставленную задачу. Возможно, потому, что я начинаю взывать к чувствам, объяснять, что мы делаем общее дело, хотя проще (и эффективнее) было бы наорать или урезать зарплату.
5. Открыв галерею, я решила, что сначала заполню ее разными предметами — дорогими и демократичными по цене. Эту задачу я выполнила — сейчас там представлены изделия от 20 руб. до 500 тыс. руб. Теперь нужно поднять средний чек, сделав упор на более дорогой ассортимент, чтобы основные продажи приходились на сегмент от 1 до 3 тыс. руб. Пока что он вдвое меньше.
6. Я доверяю своей интуиции — в 99% случаев она меня не подводила, а когда это все же случалось, я успевала «включить голову». Решение вложить деньги, заработанные на ювелирном рынке, в собственное помещение на ул. Энгельса тоже было интуитивным. Сначала было не очень понятно, как его использовать. И в конце концов на втором этаже поселился Музей Невьянской иконы, а на первом — галерея.
7. Даже невероятный замысел можно сделать реальным. Для меня самое интересное — как идея превращается в сущность. Оксана Робски в одной из книжек описала песочные часы, где вместо песка были бриллианты, и мне захотелось сделать такие же. Техническая сторона была достаточно сложной — использовать обычную стеклянную колбу я не могла: более твердые бриллианты ее повредили бы. Приходилось искать другие решения. Часы получились, и покупатель нашелся раньше, чем я успела выставить их в галерее. Когда я делаю необычную вещь, для меня самое главное — именно ее создание, деньги, за которые ее можно продать, — вторичны.
8. Я принципиально не рекламирую свой бизнес. Причин две. Во-первых, реклама в глянцевых изданиях перестала работать. Мне позвонили из одного глянца — предложили купить полосу. С одной стороны, велик соблазн показать читателям серебряную коллекцию, с другой — полосная реклама в этом журнале обойдется мне минимум в 40 тыс. руб. Обложка — в 120 тыс. Как мне отбить эти затраты? И где гарантия, что среди 250 страниц рекламы мой макет вообще кто-то увидит? Вероятность невелика. Во-вторых, сегодня вы вложите в рекламу миллионы, а завтра начнется кризис, денег нет, и вам придется сокращать рекламные площади. А потребитель, не найдя знакомой картинки, подумает: эта фирма ушла с рынка. Поэтому втупую мы рекламироваться не станем. Есть множество других способов рассказать о себе миру.
9. Редко кто сейчас говорит: у меня все отлично. Если вы спросите у знакомых: «Как дела?», девять из десяти будут ныть, сетуя на кризис, высокие налоги, коррупцию и деспотичную власть. Но по-настоящему успешным можно считать только того, кто доволен своим делом. Даже если бизнес у него маленький.
10. Я двигаюсь по жизни, исходя из того, что я — биолог. Все мои биологические знания пригождаются мне в реальной жизни. Я понимаю, что происходит с продуктами в кастрюле, как действуют лекарства и почему можно и нужно есть на ночь. В бизнесе, где мне приходится иметь дело с камнями и металлами, мне помогают знания химии и физики. И наконец, все процессы, происходящие в обществе, я воспринимаю с точки зрения биологии популяций. Все поведенческие аспекты находят биологическое объяснение.
Использованы материалы из архивов «Делового квартала».