Юлия Шатайлова: «Не все в нашей профессии могут творчески мыслить. Меня это удивляет»
Она выбрала профессию флориста-дизайнера, услышав по радио слова «икебана» и «аранжировка», и за 25 лет прошла путь от составления букетов до своей мастерской, оформляющей самые статусные объекты.
У Центра флористики и дизайна «Арт и Шок» впечатляющий клиентский лист: УГМК-холдинг, «Уралэлектромедь», «Ростелеком-Урал», Министерство культуры Свердловской области, ресторан «Троекуров», «Пумори-Инжинеринг инвест» и еще десятки компаний, имена которых у всех на слуху.
«Я оформила почти все значимые места нашего города», – говорит основатель и руководитель компании Юлия Шатайлова.
Четверть века назад о флористике в нашей стране мало кто слышал. Как для вас флористика стала профессией?
— Меня всегда привлекал дизайн, возможность делать что-то своими руками. Тем не менее, выполняя родительский наказ, я окончила Лесотехнический институт с дипломом инженера. Я прекрасно понимала, что не буду работать по специальности. Найти себя, свое дело помог случай: по радио шла передача о цветах, в которой звучали волшебные слова «икебана», «аранжировка» – и мое сердце екнуло. Хотя о цветах я абсолютно ничего не знала, у нас в квартире даже не было ни одного растения! Так что я не выбирала профессию, она меня выбрала. Сразу и бесповоротно, как любовь с первого взгляда, но в моем случае это была любовь с первого звука.
Самые первые шаги в мир флористики я сделала в одном из редких в ту пору цветочных салонов. Он давно закрылся, а его директор, к которой я когда-то прибежала с горящими глазами и абсолютным отсутствием знаний, впоследствии стала моей клиенткой. Я с головой окунулась в мир новой профессии, быстро познакомилась с такими же, как я, энтузиастами. В 90-е годы происходило становление флористики в России, мы работали и учились одновременно, постигали все с нуля, не думая о деньгах и бизнесе, просто жили этим.
Системы обучения профессии флориста в Екатеринбурге, да и, наверное, в России не было. Где вы получали знания? Только из практики?
— Мне повезло на учителей. Их были единицы, но высокого уровня. В России я училась в международной школе флористики и дизайна «Николь» (Москва), в Германии в школе флористики Wasserchlos, куда Наталья Осипова привозила сборные группы со всей России. Кстати, именно там и тогда я заработала первую валюту: немцы покупали и продавали выполненные мною на практических занятиях работы через свои салоны. И в день я зарабатывала по 100 марок. Это частично покрывало мои расходы на обучение. Конечно, я посещала семинары и мастер-классы именитых российских и европейских мастеров: Елены Юдаевой, Николая Агопа, Аннет Кампинг, Клауса Вагенера, Валли Клетт, Даниеля Оста и многих других.
Когда появилась собственная цветочная компания?
— В 1994 г. я и трое коллег открыли фирму «Флорина» (впоследствии каждая из нас ушла в свою нишу, создав что-то свое). В ту пору ассортимент цветочных магазинов Екатеринбурга исчерпывался розами и гвоздиками. Мы же в числе первых начали знакомить город с европейской флористикой, возить голландские экзотические цветы – орхидеи, стрелитции, хеликонии, эустомы, дельфиниумы и редкие сорта роз. В принципе все то, что до сих пор есть у нас на рынке. Причем, делали это в прямом смысле на своем горбу: сами грузили коробки, сами таскали. Вот так начинался цветочный бизнес. Все делалось «на коленке», но постепенно мы развивались, появилось несколько точек продаж, оптовое направление.
Я творческий человек, и у меня есть огромная потребность в самореализации. Спустя какое-то время мне стало тесно в той нише, в которой мы утвердились – создание букетов, продажа цветов и керамики. Я видела свое будущее в дизайне, в оформлении интерьеров.
В ту пору Екатеринбург активно строился, и идея декорирования пространств лежала на поверхности. Я реализовала ее уже в рамках собственного бизнеса, создав в 2000 г. Центр флористики и дизайна «Арт и Шок» – это был первый в городе пример формата «цветочный магазин-мастерская». Сначала он располагался на ул. Авиационной, позднее переехал в центр города на ул. Малышева. Опыт показал, что переезд был ошибочным шагом. Однако, мне приятно, что люди до сих пор помнят наши витрины и интерьеры, меняющиеся каждый сезон. Для многих наш центр был ориентиром в мире не перепродажи цветов, а создания из них изделий. Мало того, мы первыми показали, что флорист и декоратор – это одно и то же. И работает он не только с цветами, а с множеством других материалов. Это был другой подход, кто-то называет его европейским. Пожалуй, мы принимали участие в оформлении всех значимых объектов города – офисов крупных компаний, гостиниц, общественных зданий, ресторанов.
Тем не менее, с ул. Малышева вы уехали…
— Однажды я занялась анализом бизнеса и поняла, что салон в центре города нам не нужен: значительную часть времени я проводила на объектах, со временем люди даже букеты стали заказывать у нас дистанционно. И при этом стоимость аренды была совершенно дикой. К тому же, разразился кризис 2008 года. Я отправилась в Германию, начала знакомиться с опытом зарубежных коллег и поняла, что люди творческого склада переходят от формата магазина к мастерской. Вернувшись домой, я окончательно решила, что этап цветочного бизнеса – пройденный, как и формат салона, и стартовала в новом качестве…
Что представляет собой «Арт и Шок» сегодня?
— Это мастерская по комплексному оформлению – интерьеров, праздников, свадеб, расположенная на берегу реки Исети. Мы берем на себя все: от разработки концепции до ее реализации в деталях. Наличие собственного производства, оборудования для хранения цветов и огромного арсенала материалов и инструментов позволяет нам спокойно реализовывать все идеи. Это наш конек. Сегодня, оформляя мероприятие, мы полностью меняем пространство: привозим мебель, текстиль и, конечно, цветы.
Очевидно, чтобы предложить клиентам комплексный подход, вам опять пришлось много учиться – дизайну и декорированию в широком смысле?
— Да. Я шаг за шагом внедрялась в праздничную индустрию, знакомилась со свадебной сферой. Кстати, наконец, пригодилось и мое инженерное образование, поскольку в этой области много расчетов. Сегодня я с полным на то основанием называю себя дизайнером-флористом, флористом-декоратором. Я не просто возглавляю компанию, но и разбираюсь во всех процессах и при необходимости могу заменить любого члена своей команды.
Кто ваши заказчики сегодня?
— В основном крупные компании. Мы оформляем их офисы, праздники, стенды на выставках. Так, «Арт и Шок» традиционно создает оформление стенда УГМК на Иннопроме. Мы работаем и с частными заказчиками, декорируем праздники, коттеджи и квартиры. Совершенно особая сфера – оформление свадеб. Эта тема дает разгуляться фантазии сполна! Сотрудничаем с ведущими организаторами в праздничном бизнесе.
Важен ли для декоратора собственный стиль, ведь каждый раз приходится подстраиваться под вкус заказчика? Есть ли у вас свой творческий почерк?
— У меня есть образование и опыт, позволяющие работать в разных стилях: от классики до минимализма. И мне это нравится – однообразие не для меня. Но по-настоящему я «отрываюсь» в конкурсных работах, в них как раз и проявляется мой почерк. Четкие конструктивные решения, смешение фактур, сочетание природного материала с железом, пластиком, жестью, некоторая брутальность – это мое. Кто-то называет мой почерк мужским, что ж, мне это импонирует – 80% флористов с именем в Европе – мужчины. Вообще, я считаю, что флорист-декоратор, независимо от пола, должен обладать мужским характером. Это сказывается и на почерке… В то же время, мне нравится создавать транспарентные работы – легкие, элегантные, нежные.
Приходят ли к вам заказчики с готовыми картинками, прося сделать нечто подобное?
— Так бывает, но мне не интересно копировать чужие работы. Поэтому я обязательно предложу свою концепцию, которая удовлетворит пожеланиям заказчика. В результате это будет мой проект, а не калька созданного кем-то. Для меня как для творческого человека очень важна самореализация, поэтому я участвую в конкурсах (прим: Юлия – призер трех Чемпионатов по профессиональной флористике Урала)... Как правило, на них приходят амбициозные люди, которым важно реализовать смелые авторские идеи, ведь в практической работе с заказчиками не все получается воплотить. Кроме того, конкурсы – это еще и серьезная школа: за время подготовки впитываешь массу информации, и наработанное за три месяца в дальнейшем можно использовать в течение нескольких лет.
Вы ведь еще и преподаете?
— Да, с 2014 г. я провожу авторские практикумы на конкретных объектах, куда приезжают декораторы со всей России, как они сами говорят, за идеями. Вообще, я поняла, что не все в нашей профессии могут творчески мыслить, рождать концепции. Для меня это странно, потому что у меня самой миллион идей! Если сейчас придет заказчик с конкретной задачей, я тут же предложу ему десяток решений.