Юридические услуги - 27.03.2006
Отмена лицензирования юристов в 2002 г. повлекла за собой появление в правовой отрасли непрофессионалов, действующих на рынке в основном с помощью демпинга. В прошлом году их экспансия усилилась, у
Отмена лицензирования юристов в 2002 г. повлекла за собой появление в правовой отрасли непрофессионалов, действующих на рынке в основном с помощью демпинга. В прошлом году их экспансия усилилась, у квалифицированных игроков возникла необходимость объединиться, чтобы выработать единые стандарты и нормы профессиональной юридической деятельности.
ЭКСПЕРТЫ
Евгений Артюх - председатель совета Уральской правовой палаты, генеральный директор группы компаний «Левъ & Левъ-аудит»
Дмитрий Вершинин - генеральный директор частной юридической конторы «Юрико»
Владимир Винницкий - председатель президиума Свердловской областной экономической коллегии адвокатов
Борис Карнаухов - управляющий партнер консалтингового партнерства «Легальный бизнес»
Владимир Ширяев - управляющий партнер адвокатского бюро «Оферта»
************************************************************************************************************************************************
Каких фирм на рынке больше — юридических или адвокатских?
Какие правила ценообразования действуют на рынке юридических услуг?
Как вычислить недобросовестную юридическую фирму?
Что заставляет юристов объединяться?
************************************************************************************************************************************************
Два года назад эксперты оценивали объем местного рынка юридических услуг в 150-200 млн руб. и прогнозировали его ежегодное увеличение на 25-30%. Сегодня объем екатеринбургской правовой бизнес-отрасли оценивать не берется никто. Рынок юруслуг остается загадкой для его участников и тем более для потребителей: нет общего наименования услуг, отсутствует общепринятая система ценообразования, неизвестно точное количество компаний и специалистов. По подсчетам Дмитрия Вершинина, генерального директора частной юридической конторы «Юрико», сегодня на рынке присутствует около 400 юридических фирм, но и эти данные относительны. «Компании посчитать сложно: часто бывает, что юридической называет себя фирма, оказывающая услуги, связанные с недвижимостью», — рассказывает г-н Вершинин. По его словам, к компаниям, оказывающим юридические услуги, себя причисляют промышленные предприятия, которые имеют юриста в своей структуре, и студенты юридических институтов, научившиеся регистрировать предприятия. Невозможно посчитать и частнопрактикующих юристов. Дмитрий Вершинин: «Они дают объявление и, как правило, не указывают наименование фирмы — только телефон. Сколько их? Вообще никогда не узнать».
За счет изменений в законодательстве число адвокатов увеличилось
Традиционно юридические услуги делят на услуги адвокатов и юристов. «Главное различие в том, что одни с государством находятся в партнерских отношениях, а деятельность других абсолютно не урегулирована», — считает Евгений Артюх, генеральный директор группы компаний «Левъ & Левъ-аудит». Статус адвоката, в отличие от статуса юриста, предполагает особые требования к образованию и квалификации. С отменой в 2002 г. лицензирования юридической деятельности открыть фирму, оказывающую юридические услуги, стало легче, нежели получить адвокатский статус. Владимир Винницкий, председатель президиума Свердловской областной экономической коллегии адвокатов, говорит, что сейчас юридические услуги может оказывать любой гражданин: «Получи юридический диплом, внеси уставный капитал, напиши «Юридические услуги» в графе «Вид деятельности», а потом на свой страх и риск начинай их оказывать — никто ничего не проверяет. Не хочу обидеть своих коллег, занимающихся юридической деятельностью, — среди них есть немало уважаемых и состоявшихся, но попадаются и те, благодаря которым весь город обклеен объявлениями о регистрации сомнительных фирм и их последующей ликвидации. Такие листовки соседствуют с рекламой услуг легкомысленных девиц».
Попасть в адвокаты сложнее: необходимо сдать дополнительный экзамен и пройти годичную стажировку. Несмотря на это, за прошедший год количество адвокатов на рынке значительно увеличилось — утверждает Владимир Ширяев, управляющий партнер адвокатского бюро «Оферта». Сейчас число адвокатов превалирует над количеством фирм, оказывающих юридические услуги. Г-н Ширяев связывает это с изменениями, вступившими в силу в 2005 г. в Арбитражно-процессуальном кодексе, которые запретили юристам выступать представителем истца в арбитражном суде. «Юридических фирм на рынке около 30%, остальные — адвокатские. Год назад юристам запретили ходить в арбитражный суд, и все они буквально за прошлый год быстренько стали адвокатами», — поясняет Владимир Ширяев. По его мнению, адвокатура выгоднее, чем юридическая практика, с точки зрения налогообложения: она прозрачнее, имеет права, прописанные в Уголовно-процессуальном, Гражданско-процессуальном кодексе и в законе об адвокатуре. Правда, без отрицательных моментов не обходится. Владимир Ширяев: «Адвокатура влечет за собой дисциплинарную ответственность. В юридической фирме 10 человек собрались и сами по себе оказывают услуги. А у адвокатов — собрания, отчеты, жалобы, которые могут привести к исключению из адвокатуры, поставить черную метку на фирме».
Компании, оказывающие юридические услуги (регистрацию/ликвидацию предприятий, юридическое сопровождение бизнеса, письменные консультации), Борис Карнаухов, управляющий партнер консалтингового партнерства «Легальный бизнес», делит на универсальные и специальные. «В универсальную фирму идут с любым вопросом. Какое дело — административное, уголовное, гражданское или арбитражное, — не имеет значения. Яркие представители этой части рынка — фирмы, которые делают все. Пионерами здесь можно назвать «Аваль» и «Левъ». А, например, наша фирма — узконаправленная. Мы специализируемся на покупке-продаже готового бизнеса и связанном с этим оформлении документов», — поясняет г-н Карнаухов. По его оценкам, узкоспециальных фирм на рынке около 10%. К ним, кроме своей компании, он относит занимающуюся корпоративными спорами юридическую фирму «Частное право» и работающую с авторским правом компанию «Городисский и Партнеры». Главное отличие универсальной компании от специализированной Борис Карнаухов обозначил как правило «одной тропинки»: когда фирма набирает специалистов по разным направлениям — чтобы клиент приходил снова и снова.
Ценообразованию компании учатся у Запада
По мнению Бориса Карнаухова, сейчас в Екатеринбурге отсутствует цивилизованная система оплаты юридических услуг, в отличие от Запада, где понятия демпинга вообще не существует. «Я год назад был на стажировке в США и посетил там фирмы со штатом от 1 до 300 адвокатов. Они оперируют понятием «цена юридического часа». Если ты адвокат, то час стоит столько-то долларов, если помощник адвоката — то меньше, если партнер фирмы — твой час умножается на два. Определяет цену он сам. Когда человеку выставляют счет, в нем пишут: «С вами говорила пять минут такая-то, пять минут умножить на столько, это будет вот столько». Там вообще не берут за результат, как правило. Результат — это отдельная тема, которая оговаривается отдельно. А у нас цену определяют по клиенту: если он может вот столько заплатить, я называю столько».
Определяют стоимость своих услуг и юристы и адвокаты самостоятельно — несмотря на то что в соответствии с законом адвокаты не могут заниматься предпринимательской деятельностью и работать по найму. Владимир Ширяев считает, что адвокат вправе выбирать, какой системы оплаты труда придерживаться. По его словам, в советское время адвокат не мог брать больше 300 руб. Потом это правило отменили, и сейчас два пути: либо установленная цена за определенный вид работы, либо почасовая ставка, когда ты отчитываешься перед клиентом за всю проделанную работу. При этом государство пытается ограничить размеры адвокатских гонораров. Владимир Ширяев: «Приходит налоговая инспекция и говорит: «Много этому адвокату 100 тыс. руб. Из чистой прибыли платите сколько хотите, а эта сумма входит в затраты предприятия. А из затрат вы не имеете право 100 тыс. платить». Практика сложилась такая, что адвокаты берут от 5 до 10% от выигранной суммы либо от суммы снижения иска. Налоговые инспекции не признают таких правил. Кто из них прав — очень трудно сказать. Сейчас, к сожалению, такие позывы поступают из Высшего арбитражного суда, который поддерживает налоговую инспекцию». Как отмечает г-н Ширяев, в столичных адвокатских фирмах система оплаты труда адвоката складывается по западному образцу, когда все деньги идут на предприятие (на юридическую фирму), которое делится на партнеров — старших, средних и младших. Каждый из них поквартально либо в конце года получает определенную долю из общего котла.
Владимир Винницкий считает бизнес и адвокатуру вещами несовместимыми: «В законе об адвокатской деятельности и адвокатуре черным по белому написано, что адвокатская деятельность не является предпринимательской. Право гражданина на квалифицированную адвокатскую помощь закреплено в статье 48 Конституции РФ. Если ликвидируется рынок юридических фирм, то судопроизводство не остановится, а если не станет адвокатуры, то все граждане, имеющие конституционное право на защиту, его лишатся, и уголовное судопроизводство остановится в этот же день». Некоторые адвокаты не склонны причислять себя к рынку юридических услуг, хотя, по словам г-на Артюха, и те и другие оказывают услуги за плату и влияют на рыночные тенденции.
Демпинг недобросовестных фирм выводит профессионалов из равновесия
Хаотичное развитие рынка и отсутствие единой системы ценообразования повлекли за собой появление в правовом бизнесе компаний, зарабатывающих с помощью демпинга и недобросовестной рекламы. По подсчетам Дмитрия Вершинина, фирм, не соответствующих тем требованиям, которых должны придерживаться юридические компании, в нашем городе не менее сотни и вычислить их не так-то просто: «Вам говорят, что, допустим, час работы юриста стоит 100 руб. Но такое может быть только в двух случаях — либо этот юрист неквалифицированный, а то и вообще не юрист, либо это рекламный ход и на самом деле услуги обойдутся гораздо дороже, а гарантия выполнения результата будет отсутствовать. Бывают случаи, когда фирма берет аванс и не выполняет своих условий. Потом ее найти нельзя, потому что у нее офиса нет».
Г-н Вершинин отмечает, что новые фирмы, понижая цену на свои услуги, создают трудности остальным юристам: «Недавно созданные юридические компании почему-то считают, что самый лучший способ утвердиться на рынке — это оказывать услуги по ценам ниже существующих. Получается, они выталкивают с рынка игроков, работающих более цивилизованно. К примеру, в моей фирме регистрация предприятия стоит 5 тыс. руб. И делать ее за 2 или 3 тыс. руб. не представляется возможным, поскольку одна госпошлина стоит 2 тыс. руб.». Дмитрий Вершинин советует вычислять недобросовестные компании по отсутствию офиса, техники, квалифицированных специалистов и финансовых документов на оказанные юридические услуги.
Регулировать рынок юристы намерены с помощью НП
Столкнувшись с недобросовестной конкуренцией, старожилы рынка решили не дожидаться действий государственных органов, а выправить ситуацию самостоятельно и 22 декабря 2005 г . создали организацию саморегулирования юридического бизнеса — Уральскую правовую палату (УПП). Ее председателем стал Евгений Артюх. «Главная роль УПП — защитить рынок юридических услуг от недобросовестных участников, цивилизовать его с учетом того, что он не регулируется государством», — пояснил г-н Артюх. На сегодня в УПП состоит 11 юридических компаний: юридическое агентство «Центр Правовых Решений «АВАЛЬ», юридический центр «Адвокаты бизнеса», юридическая фирма «Ардашев и Партнеры», агентство юридической безопасности «Интеллект-С», корпорация «Левъ», юридическая фирма «Левъ», «Уральское информационное агентство», «Юридическая компания», «Юридическое агентство-93», частная юридическая контора «Юрико», ООО «Юрлига». Эти компании под формированием юридического рынка понимают выработку стандартов юридической специальности, правовой практики и этики юристов. «Как юрист должен себя вести? С одной стороны, он служит закону — высшей ценности в гражданском обществе, с другой — он зарабатывает деньги. И выбор между истиной и деньгами всегда существует», — говорит г-н Артюх. Кроме того, отмечает он, палата создана для обмена информацией, формирования требований к профессиональным участникам рынка и реализации совместных проектов, которые будут способствовать развитию всех фирм, — к примеру третейского суда при УПП. Евгений Артюх: «Так как мы формируем ткань правоотношений наших клиентов, то мы можем им предложить: давайте включим в текст третейскую оговорку. Третейский суд — это более простая, незабюрократизированная, но имеющая юридическую силу альтернативная форма правосудия. Я думаю, он будет иметь успех».
На этом спектр целей УПП не ограничивается: ее члены начали разработку единого мультипрайса услуг всех состоящих в организации компаний. «Обмен услугами уже идет. Объединившись, мы сможем получить себе в качестве клиентов тех, с кем работают наши партнеры, выступая посредниками между клиентом и компанией за комиссию от 10 до 15%. Кроме того, мы готовы поддерживать своих партнеров в их начинаниях. Например, один из наших участников делает печати, и мы весь свой объем по изготовлению печатей переключили на него, раньше мы их заказывали в другом месте», — сообщает Евгений Артюх.
Сейчас в УПП уже разрабатывается кодекс профессиональной этики юриста, ведется работа по образованию постоянно действующего третейского суда (разрабатывается регламент и формируется список третейских судей), формированию стандартов в сфере оказания юридических услуг и созданию системы мультилистинга членов партнерства (передача клиента партнерской компании на условиях посредничества за комиссионное вознаграждение).
Как полагают игроки, в дальнейшем на рынке будут успешными компании, предлагающие широкий спектр услуг.
Г-н Артюх заметил, что около 90% фирм, существующих на рынке более трех лет, развиваются по принципу «юридических супермаркетов». Он считает, что это «естественная и оправданная стратегия выживания в современной нестабильной среде российского бизнеса». Евгений Артюх: «Те компании, которые остались узкоспециализированными, идут по пути «бамбукового стебля» и бьют в одну точку. Те, кто развивался в фарватере складывающихся правоотношений и ориентировался на удовлетворение потребностей клиента, выросли в юридические супермаркеты, оказывающие комплекс услуг».