«Юрлицо больше не темная оболочка». Как новый сервис налоговой меняет правила бизнеса
«Все юрлица «на виду», так что жизнь налогоплательщиков еще усложняется». ФНС запустила сервис, который позволит предпринимателям лучше оценивать риски. Но точных данных в нем пока не хватает.
ФНС запустила сервис «Прозрачный бизнес», который в режиме онлайн позволяет получить сводную информацию о налогоплательщике: уплаченных налогах, недоимках, налоговых нарушениях, а также сумме доходов и расходов.
Пока в сервисе может быть много неточных данных, но если по всем пунктам фигурируют «нули», то компания явно недобросовестная, говорит Светлана Корабель, управляющий партнер юридической компании «ЮС КОГЕНС». Сервис был создан чтобы оценить добросовестность своего контрагента: многим компаниям сейчас доначисляют НДС в связи с тем, что их поставщик по сути не может оказывать заявленные услуги — например, там работает всего один человек, а налогов платят очень мало, несмотря на большие обороты.
«Основные доводы налогоплательщиков в суде: «Как я могу узнать, сколько у них числится сотрудников и сколько они платят налогов, кто же даст мне такую информацию о контрагенте? Где мне как предпринимателю взять эту информацию? Контрагент может ввести меня в заблуждение», — приводит пример юрист.
Чтобы этого довода не оставалось, ФНС делится частью той информации, которая у нее есть. Из этой базы будет иметь существенное значение количество сотрудников, налоговая нагрузка и выручка, говорит г-жа Корабель. По последним двум пунктам всегда возможны неточности, но численность сотрудников берется из отчетности самого контрагента. Это большой плюс для государства в борьбе с фиктивными контрагентами: теперь, заключая с ними сделку, предприниматель уже не сможет сказать в суде, что сделал все возможное для проверки и ничего не мог знать. Кроме того, если на момент проверки какие-то данные в базе оказываются неточными, нет гарантии, что через некоторое время они не поменяются.
«Результат этой прозрачности проявится через полгода-год. Сейчас проблема малого и среднего бизнеса в том, что при участии в различных тендерах больших коммерческих компаний добросовестные налогоплательщики не могут конкурировать по цене с теми, кто демпингует за счет уклонения от налогов. Теперь при любом тендере заказчик будет видеть всех своих контрагентов, и если потенциальный подрядчик имеет признаки фиктивности, то после выполнения работ налоговая не примет вычет с ним, и вся экономия на тендере исчезнет», — сказала DK.RU г-жа Корабель.
Для добросовестных налогоплательщиков введение сервиса станет плюсом, так как даст им преимущество в конкурентной борьбе. Но цены вырастут — демпинговать смогут все меньше компаний. Кроме того, теперь можно будет легко увидеть систему налогообложения контрагента.
«Теперь надо понимать, что юрлицо больше не темная оболочка — она ничего не прикрывает», — добавляет г-жа Корабель.
Стремление проявить «должную осмотрительность» при выборе контрагентов является основополагающим в спорах с налоговыми органами в части доначисления налогов, говорит управляющий партнер юридической компании «Генезис» Артем Денисов. Ресурс призван помочь налогоплательщикам в этом: раскрытие этих данных позволит участникам рынка лучше оценить налоговые и бизнес-риски, отмечает он.
В свою очередь, для налоговых органов такая открытая база облегчает доказательство использования налогоплательщиками тех или иных налоговых схем и получения необоснованной налоговой выгоды.
«Все юрлица «на виду», так что жизнь налогоплательщиков еще усложняется», — резюмирует юрист.