Подписаться
Курс ЦБ на 21.11
100,21
105,80

За рубежом они скромнее: аналитики изучили поведение богатых русских семей в кризис

Кризис внес коррективы в жизнь всех категорий населения. Эксперты выяснили, что изменилось в поведении состоятельных российских семей, и как они самоутверждаются в статусе «богатых людей».

Специалисты четырех аналитических компаний – NICA Multi Family Office, Aspire Lifestyles, Savills Russia и Tranio.ru – на основе данных об обслуживании клиентов исследовали поведение 20 тыс. российских семей с годовым доходом 15-100 млн руб. Главный вывод, сделанный аналитиками, можно сформулировать так: кризис «внес коррективы в формы потребления» современных русских богачей, но не отразился на «вопросах зависимости от мнения окружающих». Состоятельные граждане все так же стремятся «ориентироваться на моду и потребление напоказ», приводит «Коммерсантъ» итоги исследования.

Организатор исследования и управляющий партнер NICA Multi Family Office Кирилл Николаев отмечает, что потребление «в принципе отличается от общепринятого представления о нем». Только 5% из всех выезжающих за границу состоятельных россиян ведут себя в соответствии с «глянцевой моделью»: образно говоря, катаются на яхтах и пьют шампанское, демонстрируя тем самым свою состоятельность. Большинство же богатых русских поступает гораздо скромнее и демократичнее: пользуется общественным транспортом, живет не в пяти-, а четырехзвездочных гостиницах, а также обедает в местах, которые по карману и людям со средним достатком.

«Богатые семьи ориентируются не на «глянцевую модель», а на любое потребление, сигнализирующее окружающим: «у меня есть деньги». Идея в том, что за периметром страны они ведут себя более спокойно, более демократично, для них менее важно, как они выглядят. Потребление напоказ внутри страны выражено больше, чем за ее периметром», — отмечает Николаев.

Демонстративное потребление, столь ярко выраженное на родине, эксперт называет одной из российских бед. Причина такого «перекоса» кроется в том, что за благополучные (докризисные) годы россияне привыкли к дорогим покупкам, которые хоть и не по карману, но позволяют подчеркнуть социальный статус.

В частности, в Москве эта тенденция объясняется «дефицитом социальных пространств, где разные социальные группы будут чувствовать себя комфортно. Поэтому за границей богатые люди расслабляются: там им не нужно постоянно «соблюдать ритуалы, сигнализируя, что они “свои”». Иными словами, если человек, пьющий кофе в McDonald's, скажет, в каком именно вузе учится его ребенок, «посвящённые» быстро поймут, к какому кругу этот человек относится. Другое дело – за рубежом в демонстрации своего престижа меньше практического смысла.

Выставлять напоказ высокий социальный статус полезно, когда он сам является ресурсом, как, к примеру, авторитет и личные связи, считает профессор ВШЭ Симон Кордонский. Как правило, за границей россиянам не удается воспользоваться этим и «войти в местный истеблишмент», а потому «русскоязычные общины живут по стандартам верхнего слоя среднего класса, без понтов», говорит эксперт.

А пока в России продолжается кризис, утвердиться в своем статусе можно, поехав отдыхать в Сочи. Никто не запрещает большей части российских предпринимателей провести отпуск за границей, однако тем из них, кто на благо своего бизнеса стремится наладить связи с госсектором, все же лучше было бы выбрать отечественные курорты, добавляет Кордонский. К слову, именно Сочи стал в 2015 году лидером в списке вариантов отдыха для состоятельных семей.

Самое читаемое
  • Реальная продуктовая инфляция в России составит 50-100% по итогам 2024 г.Реальная продуктовая инфляция в России составит 50-100% по итогам 2024 г.
  • Уральская компания «СТЕМ» собирается поставить в Казахстан 200 тонн палочек для мороженогоУральская компания «СТЕМ» собирается поставить в Казахстан 200 тонн палочек для мороженого
  • В одном из крупнейших застройщиков России меняется генеральный директорВ одном из крупнейших застройщиков России меняется генеральный директор
  • «Больше, чем девелопмент». Крупный уральский застройщик объявил о ребрендинге«Больше, чем девелопмент». Крупный уральский застройщик объявил о ребрендинге
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.