За рубежом они скромнее: аналитики изучили поведение богатых русских семей в кризис
Кризис внес коррективы в жизнь всех категорий населения. Эксперты выяснили, что изменилось в поведении состоятельных российских семей, и как они самоутверждаются в статусе «богатых людей».
Специалисты четырех аналитических компаний – NICA Multi Family Office, Aspire Lifestyles, Savills Russia и Tranio.ru – на основе данных об обслуживании клиентов исследовали поведение 20 тыс. российских семей с годовым доходом 15-100 млн руб. Главный вывод, сделанный аналитиками, можно сформулировать так: кризис «внес коррективы в формы потребления» современных русских богачей, но не отразился на «вопросах зависимости от мнения окружающих». Состоятельные граждане все так же стремятся «ориентироваться на моду и потребление напоказ», приводит «Коммерсантъ» итоги исследования.
Организатор исследования и управляющий партнер NICA Multi Family Office Кирилл Николаев отмечает, что потребление «в принципе отличается от общепринятого представления о нем». Только 5% из всех выезжающих за границу состоятельных россиян ведут себя в соответствии с «глянцевой моделью»: образно говоря, катаются на яхтах и пьют шампанское, демонстрируя тем самым свою состоятельность. Большинство же богатых русских поступает гораздо скромнее и демократичнее: пользуется общественным транспортом, живет не в пяти-, а четырехзвездочных гостиницах, а также обедает в местах, которые по карману и людям со средним достатком.
«Богатые семьи ориентируются не на «глянцевую модель», а на любое потребление, сигнализирующее окружающим: «у меня есть деньги». Идея в том, что за периметром страны они ведут себя более спокойно, более демократично, для них менее важно, как они выглядят. Потребление напоказ внутри страны выражено больше, чем за ее периметром», — отмечает Николаев.
Демонстративное потребление, столь ярко выраженное на родине, эксперт называет одной из российских бед. Причина такого «перекоса» кроется в том, что за благополучные (докризисные) годы россияне привыкли к дорогим покупкам, которые хоть и не по карману, но позволяют подчеркнуть социальный статус.
В частности, в Москве эта тенденция объясняется «дефицитом социальных пространств, где разные социальные группы будут чувствовать себя комфортно. Поэтому за границей богатые люди расслабляются: там им не нужно постоянно «соблюдать ритуалы, сигнализируя, что они “свои”». Иными словами, если человек, пьющий кофе в McDonald's, скажет, в каком именно вузе учится его ребенок, «посвящённые» быстро поймут, к какому кругу этот человек относится. Другое дело – за рубежом в демонстрации своего престижа меньше практического смысла.
Выставлять напоказ высокий социальный статус полезно, когда он сам является ресурсом, как, к примеру, авторитет и личные связи, считает профессор ВШЭ Симон Кордонский. Как правило, за границей россиянам не удается воспользоваться этим и «войти в местный истеблишмент», а потому «русскоязычные общины живут по стандартам верхнего слоя среднего класса, без понтов», говорит эксперт.
А пока в России продолжается кризис, утвердиться в своем статусе можно, поехав отдыхать в Сочи. Никто не запрещает большей части российских предпринимателей провести отпуск за границей, однако тем из них, кто на благо своего бизнеса стремится наладить связи с госсектором, все же лучше было бы выбрать отечественные курорты, добавляет Кордонский. К слову, именно Сочи стал в 2015 году лидером в списке вариантов отдыха для состоятельных семей.