«За трату ваших денег отвечает огромная индустрия», — есть ли шанс сэкономить в России
Что делать со своими деньгами — вопрос насущный. Одни финансовые инструменты слишком сложны, другие не работают. Так есть ли шанс сохранить и приумножить сбережения?
Максим Росляков, директор по электронной коммерции московского ЦУМа, написал колонку для издания vc.ru. В ней он поделился личным опытом инвестирования.
— В комментариях к моей первой колонке про трату денег и ко второй — про жилье развернулись довольно любопытные дискуссии относительно разных способов инвестирования сбережений. Большинство комментаторов сошлись во мнении, что нынешние ставки по рублевым депозитам балансируют на грани официальной инфляции, а валютные скатились почти до ноля.
Мнения по вопросу «Что делать?» сильно разделились. В качестве альтернативных инструментов для сохранения и приумножения денег традиционно лидировали недвижимость, в том числе зарубежная, упоминались ПИФы, ИИС, ПАММ-счета, «Форекс», акции, ETF на зарубежных биржах, облигации и даже хранение денег в наличной валюте.
В этой колонке я поделюсь своей точкой зрения, основывающейся на самообразовании, а именно чтении книг и инвестировании своих сбережений в течение нескольких лет. Я не претендую на полноту обзора, так как не являюсь специалистом по инвестициям.
Кому лень читать все колонки — суть моей стратегии:
· Тратить меньше, чем зарабатываешь.
· Арендовать жилье, а не покупать.
· Не хранить деньги в рублях.
Последнее сейчас кажется репликой Капитана Очевидность. Три года назад эта точка зрения вызывала не меньше споров, чем мнение про аренду жилья. Много лет рубль был относительно стабилен, и все привыкли к доллару по 30 и евро по 40 рублей. При этом «дома» инфляция у этих валют была в разы меньше, чем в России:
В результате к 2013 году по стоимости жизни Москва обогнала Лос-Анджелес. С точки зрения моего бытового знания экономики, объяснения этому не находилось. Поэтому я ждал подвоха и рублю не доверял — откладывал на рублевый депозит не больше 30% сбережений. Хотя во время обсуждения инвестиций такая позиция выглядела слабо — оппоненты трясли графиками курсов и рассуждали о том, что рубль и гривна — лучшие друзья инвестиций.
Аргументом, например, было то, что курс их стабилен, а процент по депозиту в разы больше, чем на доллары и евро. Кто-то даже рискнул и взял валютную ипотеку. Потом наступил 2014, когда нефть подешевела, валютные должники вышли на улицы, а валютные вкладчики удвоили рублевый эквивалент своих сбережений. Но обо всем по порядку.
Для начала немного паранойи. Я вкратце излагал свою точку зрения в колонке про траты, но она вполне применима и к инвестициям сбережений. Никому не выгодно, чтобы у вас скапливались деньги. За то, чтобы вы их потратили, отвечает огромная индустрия рекламы, розничная торговля, рестораны и так далее. По сути, вся экономика живет за счет потребления, и нас к нему активно подталкивают.
Превосходство за рулем известного автомобильного бренда. Улыбающиеся люди делают ремонт на полученный кредит. Счастливая семья или красивая женщина могут рекламировать вообще что угодно. Представляете себе разворот в глянцевом журнале или ролик по телевидению с призывом не тратить деньги на всякую чепуху? Я вот не представляю. Даже если найдется псих, который оплатит такую «социальную рекламу», её вряд ли разместят — она будет насмешкой над «настоящей» рекламой по соседству.
Если вы вдруг зарабатываете больше, чем хотите тратить, то за эту разницу тоже идет конкуренция. Только в этом случае посыл рекламы не позитивный «купи у нас счастье», а негативный — «твои деньги в опасности, отдай их нам». Опасностей много — инфляция, воры, всякого рода форс-мажоры и так далее. В особо дерзких случаях в рекламе финансовых инструментов играют на жадности и страсти к халяве, намекая на высокую доходность и беззаботную жизнь на проценты.
Изучая рынок и принимая решения, куда вкладывать деньги, я исходил из следующих соображений:
· Нет цели заработать на сбережениях. Получится — прекрасно, но главная задача —максимально защитить их от инфляции и не потерять. Это принципиальный момент. Зарабатывать надо тем, что хорошо умеешь делать.
· Вкладывать надо в понятные инструменты, четко осознавая, какие риски, где гарантии и кто эти гарантии обеспечивает.
· При этом я не готов заниматься своими финансами чаще, чем раз в месяц. Если инвестиция требует более частого присмотра, администрирования и моих решений, то это уже бизнес или работа.
· Если нет гарантий, должно быть разделение на несколько инструментов. Не класть много яиц в одну корзину.
· Разделять сбережения по валютам. Раньше я придерживался соотношения 35% — евро, 35% — доллары, 30% — рубли. Сейчас я держу в рублях только небольшой запас, остальное примерно поровну в валюте ( 50% доллары и 50% евро).
· Не вкладывать деньги с высокой комиссией за управление. На рынке много предложений по доверительному управлению, ПАММ-счетам и так далее. Их объединяет высокая доходность в прошлом, отсутствие гарантий доходности в будущем и получение «управленцем» высокой комиссии, даже если вы понесете убытки.
· Мыслить вдолгую. Откладываемые деньги в идеале мне не понадобятся до пенсии или, по крайней мере, пока дети не начнут получать высшее образование. Этот пункт очень важен, так как позволяет не сильно переживать из-за изменений процентных ставок, колебаний бирж и курсов. В течение 20 лет будет примерно четыре локальных кризиса и как минимум один глобальный, что надо принять и действовать, исходя из этого.
В литературе по личным финансам принято устанавливать точные измеримые цели и идти к ним. Пенсия в хх лет с доходом в хххх долларов, покупка квартиры за такую-то сумму и так далее. Мол, без этого нет смысла и мотивации. Лично я вполне обхожусь без четких финансовых планов. Далекие и амбициозные цели меня скорее демотивируют, чем вдохновляют. Где я, а где светлое будущее?
Теперь конкретика про инвестиции:
· Пока есть кредиты, их надо отдавать, в идеале — досрочно. Это самое разумное вложение денег, если ставка по кредиту превышает ставку по депозиту. В 99% случаев это так. Пока у вас есть процентные долги, заниматься инвестициями не надо.
· После выхода в ноль основная проблема — не начать тратить появляющиеся излишки. Лучше и надежней депозитов ничего не придумано. Государство гарантирует сохранность вкладов до 1, 4 миллиона рублей или в валютном эквиваленте этой суммы. Страховка АСВ покрывает также накопленные проценты и реально работает — я получал её четыре раза. При этом благодаря регулярным кризисам в экономике получается «ловить» высокие ставки и открывать по ним депозиты на долгий срок.
· Если сила воли уже прокачана, хорошо подойдут доходные дебетовые карты. Доходность по ним ниже депозита, но за счет умелого использования кэшбэков и акций получается почти то же самое. В моем банке сейчас 7% в рублях на дебетовку.
· Когда накопился резерв в размере одного месяца расходов, есть смысл продолжать увеличивать сбережения в валюте. Да, доходность будет близка к нулю, но за последние десять лет накопленная инфляция в США составила 20%, в Еврозоне —16%, а в РФ — 140%. В начале текста есть наглядный график.
· При росте сбережений выше отметки в 20 тысяч долларов можно задуматься о вложении половины этой суммы через зарубежных биржевых брокеров — многие из них работают с гражданами РФ и открывают счета удаленно.
Тут потребуется уже более тщательное самообразование, так как процесс инвестирования через брокера существенно сложнее, чем открытие депозита. Гарантированная доходность у большинства инструментов отсутствует, но средства на счетах американских брокеров застрахованы на сумму до 100 тысяч долларов. То есть из-за банкротства самого брокера вы деньги не потеряете, но можете потерять их на неудачных инвестициях.
На биржах есть десятки тысяч вариантов инвестиций на любой вкус и аппетит к риску. Основные такие:
· Облигации — ближе всего по смыслу к банковскому депозиту. Только вы одалживаете деньги не банку, а компании. Можете «Лукойлу» деньжат подкинуть, например. Доходность облигаций известна заранее, у надежных компаний она редко выше 3–4% годовых в валюте.
· Акции — по сути доли в компаниях. Покупаются в расчете на рост цены и на выплату дивидендов.
· Взаимные фонды (ETF) — примерный аналог ПИФ в России. Это когда в один финансовый инструмент упакованы бумаги нескольких компаний определенного профиля. Самый известный ETF, входящий в портфели многих инвесторов, — индексный фонд S&P 500, объединяющий акции 500 крупнейших компаний в США. Одна «доля» в этом ETF стоит сейчас $220.
Вот динамика стоимости за 25 лет:
Фото: vc.ru
Видно, что стоимость пая за это время выросла в четыре раза, плюс ежегодно «капали» дивиденды от акций, входящих в индекс. Видно также два последних кризиса в американской экономике — уровень в 150 долларов фонд проходил в 2000, 2007 и 2013 годах.
Драгоценные металлы. Многие держат часть портфеля в золоте — это считается классическим «защитным» активом, который часто дорожает тогда, когда падает все остальное. Биржевые фонды позволяют привязать к цене золота часть портфеля, не покупая сам металл.
На биржах существует еще масса инструментов — можно вкладываться в драгметаллы, пытаться спекулировать на курсах валют и нефтяных фьючерсах. Но, на мой взгляд, не нужно.
Грамотно составленный инвестиционный портфель обеспечивает доходность в несколько процентов годовых в долларах на длительной дистанции и позволяет распределить риск по разным валютам, странам, секторам экономики и так далее.
Не вижу смысла углубляться в тему дальше, так как выбор конкретных инструментов зависит от многих факторов — возраста инвестора, наличия семьи, аппетита к риску, наличия альтернативных инвестиций и так далее. В мой портфель входят десять инструментов, по большей части ориентированных на компании США и Европы.