Зачем в Екатеринбург пришел французский стартап для болтливых попутчиков
Летом 2014 г. французская компания BlaBlaСar получила $100 млн инвестиций. Сейчас сервис для поиска попутчиков работает в том числе и на Урале, однако зарабатывать здесь пока не планирует.
25 сентября 2014 г. количество зарегистрированных пользователей французского стартапа BlaBlaCar достигло почти 1 млн человек в России и на Украине, сообщила пресс-служба компании. Это сервис, позволяющий разделить транспортные расходы между водителем и пассажирами: автомобилист публикует свой маршрут и предлагает попутчику оплатить ему бензин. В июле 2014 г. в проект, основанный в 2006 г., вложили $100 млн венчурные инвесторы, писала Financial Times. В России компания работает уже почти полгода и пока не зарабатывает, а лишь развивает рынок совместных поездок на дальние расстояния.
Екатеринбург сегодня входит в десять самых популярных городов, через которые проходят маршруты: на ближайшие даты водители публикуют не менее 2 000 поездок, сказал руководитель BlaBlaCar в России и на Украине Алексей Лазоренко. Популярнее всего маршруты в другие мегаполисы Урала: Челябинск, Тюмень, Уфу, Пермь, но публикуются и поездки в другие свердловские города.
В компании рассчитывают на рост российской аудитории не менее чем в три раза через год. Пока же на Среднем Урале BlaBlaCar приходится сталкиваться со стандартными сложностями зарождающихся рынков. К примеру, приходится проводить очень много разъяснительной работы, чтобы люди поняли, как работает сервис.
«Мы помогаем людям находить «идеального» попутчика с помощью возможности выбрать уровень своей болтливости во время поездки, указать, курящий в машине салон или нет, допускается ли провоз животных», — говорит г-н Лазоренко, добавляя, что после каждой поездки водители и попутчики могут ставить друг другу оценки.
Сейчас число пользователей превысило 10 млн человек, компания работает в 13 странах, но берет комиссию со сделки только во Франции и Испании. В западноевропейских странах стартап стал альтернативой междугородным автобусам и поездам, а французская железнодорожная госкомпания SNCF считает проект одним из своих основных конкурентов.
На Урале же пока пассажирские компании не видят в BlaBlaCar источник опасности. В частности, в Свердловской пригородной компании сообщили DK.RU, что какой-то сегмент пассажиров пользуется сервисом, но говорить о полноценной конкуренции преждевременно.
«Пригородный транспорт выбирают те, кому необходимо вовремя и в любую погоду приехать на работу, на учебу, в больницу. Электрички не зависят от погодных условий и пробок на дорогах», — отметили в СПК.
При этом в компании подчеркнули, что сервис — это не лицензированная услуга.
«Следовательно, гражданин, оказывающий услуги, нарушает законодательство. Кроме этого, насколько безопасна будет поездка, насколько опытный водитель (его состояние здоровья, не злоупотреблял ли он алкогольными напитками), насколько он соблюдает правила дорожного движения — остается под вопросом», — добавили в СПК.
Алексей Лазоренко в ответ на претензию говорит, что BlaBlaCar не оказывает транспортных услуг, а лишь предоставляет площадку, на которой водитель и пассажир могут найти друг друга.
«Законодательство не запрещает владельцам авто подвозить попутчиков, мы ежедневно подвозим своих друзей, членов семьи и просто знакомых. Лицензию водители должны получать, если такая деятельность является их ремеслом и они получают прибыль от поездок, в том числе на регулярной основе. Однако в нашем случае пассажиры лишь частично компенсируют стоимость бензина водителям при разовых поездках», — говорит он.
В стартапе сделали все, чтобы сервис был неудобен для таксистов и других коммерческих перевозчиков, отмечают в BlaBlaCar. Здесь нет заказа услуги и получения прибыли, добавляет руководитель российского подразделения компании.
Леонид Глузман, интернет-предприниматель родом из Екатеринбурга, который сейчас занимается венчурными инвестициями в международном фонде PV Seed Fund, высоко оценивает перспективы стартапа на Урале. За счет низкой стоимости коммуникаций водители и пассажиры могут легко найти попутчиков, отмечает он.
«Модели такого рода до массового распространения Интернета существовать не могло. Сегодня, когда он распространился и на мобильные телефоны, достаточно легко найти попутчика рядом с собой. Поэтому я высоко оцениваю перспективы BlaBlaCar в Екатеринбурге: между ним и соседними городами — Первоуральском, Ревдой — достаточно большой трафик. При этом, несмотря на существующую конкуренцию со стороны городских порталов, у которых есть аналогичные сервисы, например на портале E1.ru, узкоспециализированный сервис, который позволяет вести удобный поиск по многочисленным критериям, всегда будет превосходить общий функционал конкретного городского портала», — рассказывает он.
Все интернет-сервисы при открытии нового рынка планируют горизонт в среднем на 7-10 лет. Безусловно, сейчас перед компанией сложная задача по привлечению внимания местных пользователей, согласен г-н Глузман. Но если у них это получится, это будет существенная альтернатива пригородным поездам Свердловской области, резюмирует интернет-предприниматель.