«Задержание основателя Baring Vostok — позор для всего финансового рынка России»
«Baring Vostok всегда сторонились сделок с государством. Очень печально узнать, что все-таки добрались уже и до них. Если ты сам не идёшь к «государству»… тогда «государство» приходит к тебе».
Задержание основателя фонда Baring Vostok Майкла Калви стало главной новостью 15 февраля. Басманный суд задержал его до 18 февраля по подозрению в мошенничестве в особо крупном размере. Задержаны еще пять человек, включая трех топ-менеджеров Baring.
По данным следствия, речь идет о хищении 2,5 млрд руб. у банка «Восточный». Baring Vostok вместе с фондом Russia Partners владеет 52% акций банка, а 32% принадлежит Артему Аветисяну, экс-совладельцу банка «Юниаструм». У Baring с Аветисяном уже третий год идет конфликт из-за допэмиссии «Восточного» на 5 млрд руб., которая необходима для выполнения нормативов ЦБ: Baring не очень хочет, но готов выкупить всю допэмиссию, тогда как а у Аветисяна на это нет денег, но есть связи в ФСБ, пишет The Bell со ссылкой на источник, хорошо знакомый с одним из участников конфликта.
Сергей Васильев, председатель совета директоров инвестгруппы «Русские фонды», называет задержание Калви «позором для всего финансового и инвестиционного рынка России».
— Майкл Калви приехал в Россию еще молодым, в начале 90-х, работая в иностранном банке, и стоял у самых истоков формирования российского финансового рынка, когда только начали появляться первые частные компании и вообще рынок акций в России.
Он вместе с нашим рынком падал и возрождался. Когда случился дефолт 98-го и все зарубежные банки стали убегать из России, он остался верным нашему рынку и выкупил на себя инвестиционную компанию, где работал. С этого начался его уже личный проект по созданию фонда прямых инвестиций Baring Vostok.
Это был первый профессионально организованный инвестиционный фонд, по всем законам мировой финансовой индустрии, который был поднят в России после августовского дефолта 98-го.
Он был первым, и остался до сих пор единственным в России, который работал по настоящим прозрачным, открытым и профессиональным принципам инвестиционных фондов. С начала нулевых именно этот фонд всегда был образцом для российских и международных фондов.
Главной его сделкой, обеспечившей во многом залог успеха для инвесторов, была сделка по покупке акций «Яндекса». В начале 2000-го, в консорциуме с некоторыми другими игроками, они покупают за $5 млн 35% «Яндекса». Именно эти деньги, полученные от Baring Vostok, и дали возможность Аркадию Воложу создать компанию-мечту, полноправного конкурента Google в России и абсолютного лидера интернет-индустрии в России.
Майкл Калви дал деньги «Яндексу», но не мешал им, не вмешивался в бизнес, давал развиваться, верил в успех и через 10 лет, в 2011-м «Яндекс» вышел на Nasdaq с капитализацией $8 млрд. Пакет, купленный Runet-холдингом за $5 млн, стоил в тот момент уже почти $2,8 млрд.
Это был колоссальный успех для фонда и его инвесторов. Многие могли бы счесть такой успех достаточным и разойтись, разделив прибыль. Но не Майкл Калви и Baring. Они стали собирать новые фонды и продолжили инвестировать свои деньги в российские проекты. Сегодня их портфель состоит из инвестиций в 80 различных проектов. И только в России.
Разговаривая с Baring Vostok об их принципах инвестиций, [я спрашивал], на какие компании они смотрят, на какие индустрии? Они всегда отвечали, что они смотрят на разные сектора, но главный их принцип — входить только в частные бизнесы, без участия государства.
Они никогда не инвестировали в госкомпании или в компании, связанные с госсектором, и всегда искали только чистые поляны, где их не обвинят в какой-то не честной приватизации или в каких-то темных сделках с чиновниками.
Они всегда сторонились сделок с государством, стараясь работать на прозрачных и конкурентных рынках. И очень печально узнать, что все-таки наше «государство» добралось уже и до… Baring Vostok. Если ты сам не идёшь к «государству»… тогда «государство» приходит к тебе.