«Подросткам бессмысленно говорить, что нельзя делать. Они очень хотят услышать, что нужно»
«Кого на самом деле избивали дети и кому они мстили — огромный вопрос». Что делать с трудными подростками после шокирующего убийства инвалида в Березовском и почему это касается каждого / МНЕНИЕ
9 августа в Березовском произошла трагедия, которая потрясла Урал. Четверо подростков жестоко избили 20-летнего инвалида Дмитрия Рудакова, который впоследствии умер от травм. Подозреваемым от 14 до 16 лет, с ними была также 13-летняя девочка, которая, по версии следствия, снимала убийство на камеру. Убийство вызвало мощный общественный резонанс, жители требовали строго наказать тинейджеров. Однако решить проблему подростковой преступности это не поможет. DK.RU попросил разобраться в происходящем психотерапевта Рамилю Аксенову.
— Это событие нужно воспринимать как сигнал, что в нашем обществе что-то очень сильно идет не так. Подростки ищут себя и свое место в мире доступными им способами, агрессия была и будет всегда. Как правило, поступки подростков импульсивны, порой даже возмутительны, но не переходят рамки общественной нормы. Любой взрослый за фразой «трудный подросток» может вспомнить себя, своих детей или знакомых.
Агрессия в человеке заложена на уровне биохимии — это естественная реакция организма. Она может быть приемлемой, конструктивной, проявляясь в стремлении к достижению цели, к творчеству, в доведении дела до конца, в контроле происходящего. Но есть и деструктивные формы, в том числе аутоагрессия — агрессия, направленная на самого себя. Например, алкоголизм и наркомания — это способ оглушить себя, отделиться от мира, с которым не можешь справиться. Ненависть, страх, неприятие проявляются как самоповреждающие формы.
Деструктивное агрессивное поведение подростка — маркер неблагополучия: его, семьи и общества. Подросток сформирован средой, в которой он рос, и его агрессия — прямое следствие этой среды.
Чаще всего деструктивно ведут себя десоциализированные дети. В основном они живут во враждебном окружении, и для них это приемлемая форма поведения: их бьют, а они бьют кого-то другого в ответ, чтобы самоутвердиться. Кроме того, иные социальные навыки развиты у них, как правило, слабо. Либо это дети, родители которых очень много работали и обеспечили им все материальное, но не человеческий контакт и возможность диалога, не дали ему ориентиров в мире. А подросткам очень важно это получить. Поэтому, кстати, они часто выкладывают в соцсети свои фотографии, чтобы по количеству лайков удостовериться, что с ними все в порядке.
С 10 до 16 лет человеку приходится многое пережить и определиться: кто я, какой я, каково мое место в обществе? Научиться самопрезентации, определить свои жизненные цели и стремления, подготовиться к полноценному отделению от родительской семьи. Чтобы реализовать это, подростку нужны поддержка родителей, обратная связь, информация об окружающем мире, ориентиры. Общение со сверстниками не менее важно: так подростки сверяют, что происходит, какова среда, какое место я занимаю, чего можно достичь?
Ни один занятый ребенок, у которого есть возможности для развития, самореализации и получения обратной связи о его успешности, не пойдет бить тех, кто слабее — этого нет в его картине мира.
Убийство — агрессия в крайней форме. Как агрессивное поведение от жестокого, но не несущего тяжкого вреда здоровью, может доходить до непоправимого? Здесь есть несколько факторов и важна эскалация конфликта.
Важная особенность ситуации в Березовском — подростки были в группе. Если бы тинейджер столкнулся с жертвой один на один, то, скорее всего, прошел бы мимо. Но в толпе подростки провоцируют и поддерживают друг друга, смотрят на ситуацию как приемлемую: «Раз это уже можно, я сделаю еще больше». В момент эмоционального нарастания происходит обезличивание жертвы — падает адекватность восприятия, появляется образ врага, которого надо победить, показать себя сильнее и способным на большее...
Кого на самом деле избивали дети, кого видели перед собой и кому они мстили — большой вопрос.
Болезненный для каждого момент в том, что жертвой в этой ситуации может стать фактически любой, кто слабее: ребенок, старик, десоциализированный элемент.
Еще один важный аспект трагедии — девочка снимала все происходящее на видео. Дети и подростки зачастую не соотносят реальный мир и мир в гаджетах, в интернете. Встречались даже ситуации, когда сверстники травили ребенка в соцсетях, а в реальной жизни они нормально общались. Когда девочка смотрела на происходящее через экран телефона, вполне вероятно, что для нее это было нереальным, как кино. Это дети просмотров и лайков — девочка потом даже выложила видео в соцсети.
Сейчас ищут, кто виноват и что с этим делать — извечные вопросы. Но что сейчас делать с этими подростками? Посадить всех детей с отклонениями в поведении — в подростковом возрасте они моментально впитают культуру криминальной среды и вольются в преступный мир. Отбирать детей и формировать из них «молодую армию» — человечество такое уже проходило. Вменить школе обязанность исправлять подростков? У учителей есть обязанность — они должны учить. Привлекать к воспитанию представителей религии? Вопросов больше, нежели ответов, четко определенного ответственного здесь нет.
Часто мы как взрослые, как общество равнодушны и невнимательны к подросткам — а бывает, что боимся их и не умеем с ними взаимодействовать. Поэтому они развиваются как могут.
У всех нас есть только одно решение — признать проблему. В обществе есть дети, которые не знают, чем себя занять, у них нет жизненных ориентиров. И эта общая проблема, которую решать нужно всем вместе. Не нужно ждать убийств — нужна постоянная профилактическая работа через отношение всех и каждого. Любой из нас может обратить внимание на знакомого подростка, который тусуется в торговом центре, но вместо того чтобы осудить его: «Ты плохой!», проявить участие и спросить: «Ты здесь тусуешься, тебе здесь нормально? Ты такую жизнь хочешь для себя?».
Подросткам бессмысленно говорить, что нельзя делать — они очень хотят услышать, что нужно делать, им не хватает жизненного опыта.
Услышав вопрос, они задумаются над тем, что они сейчас делают, да даже «как и каким я выгляжу», к чему это приведет и, возможно, найдут что-то более полезное для себя. Не стесняйтесь подавать пример поведения, иначе они будут копировать ваше безразличие.
Основной заказчик воспитания детей — общество, мы все. Каждый из нас хочет жить в безопасном месте, в здоровой атмосфере. Изменить ситуацию можно только с помощью множества мелких шагов. Необходимо, чтобы каждый из нас ответил на вопрос: что он может сделать, чтобы подобное больше не повторилось?
Нужно простое человеческое участие. Причина выплеска подростковой агрессии — в непонимании, как реализовать свои потребности, как найти свое место в жизни.
С рождения ребенку нужен интеллектуальный, эмоциональный и телесный контакт — это и есть воспитание. Если мы им его не дадим, они сами себе его найдут, в той или иной форме. Займите детей, пока они не заняли себя сами.