Законная сила
В 2013 г. Госдума приняла множество законов, как напрямую, так и косвенно влияющих на российский бизнес. По просьбе «ДК» эксперты проанализировали эти законы и оценили, будут они на пользу или во вред
Проект поправок в Конституцию РФ об объединении Высшего арбитражного суда (ВАС) и Верховного суда (ВС), внесен в Госдуму 7 октября 2013 г.
Авторы проекта предлагают полностью упразднить ВАС, передав весь его функционал ВС. Сам Верховный суд будет состоять из 170 судей, которых будут отбирать члены специальной квалификационной коллегии: представители президента, Общественной палаты и общероссийских объединений юристов. Провести реформу планируется в течение полугода с момента вступления поправок в силу.
Роман Речкин, старший партнер ГК «Интеллект-С»:
"Проект поправок был внесен без какого-либо обсуждения с юридическим сообществом, без анализа последствий. Официально цель реформы — устранить различное толкование одних и тех же норм закона двумя судами. Но этой цели можно добиться совместными разъяснениями пленумов ВАС РФ и ВС РФ — необязательно менять Конституцию. Юридическое сообщество опасается, что реформа сведется к простому упразднению ВАС РФ и к деградации системы арбитражных судов. Такой сценарий отбросит российскую правовую систему на двадцать лет назад и уменьшит правовую защищенность бизнеса. Верховный суд откровенно проигрывает в эффективности Высшему арбитражному суду РФ".
ПРЕДЪЯВИТЕ БЕНЕФИЦИАРОВ
Документ вносит поправки в 22 федеральных закона, большинство касается налогообложения, имущества и управления средним бизнесом. В частности, банки теперь обязаны самостоятельно идентифицировать всю цепочку реальных собственников денег, размещенных на счетах, а клиенты — сообщать банкам о составе своих бенефициаров. Минфин РФ также планирует с помощью поправок в ст. 87 НК РФ разрешить иностранным налоговым органам участвовать в проверках на территории России — в обмен на аналогичную любезность иностранных налоговиков.
Ярослав Савин, руководитель Центра taxCOACH:
"Определение бенефициара сегодня сформулировано нечетко. Но многие организации уже столкнулись с ультиматумами банков раскрыть истинных владельцев — под угрозой расторжения договора банковского счета. Опереться на банки — это гениальный ход со стороны государства: без расчетного счета не сможет работать ни одна организация. А если вы используете иностранные компании и не можете раскрыть бенефециарного владельца своему банку, ваш расчетный счет закроется. Банкиры также получили право расторгнуть договор счета и удержать на нем средства компании в течение 60 дней после отправки уведомления о расторжении. Поводом могут служить простые сомнения банка в чистоте операций клиента со счетом".
ПАТЕНТОВАННЫЙ НАЛОГ
Областной закон от 21 ноября 2012 Г. ОЗ-87 «О введении в действие патентной системы налогообложения (ПСН) на территории Свердловской области».
ИП со штатом не более пятнадцати человек и годовым оборотом не более 60 млн руб. могут оформить патент на определенный срок. ПСН освобождает их от уплаты подоходного налога. Налоговым кодексом предусмотрено более 40 видов деятельности, на которую ИП могут оформить патент. Его стоимость вычисляется по ставке в 6% от потенциально возможного годового дохода.
Роман Речкин:
"Недостатки патента — узкая применимость и дороговизна. Область сама устанавливает уровень возможного годового дохода, на базе которого идет расчет, и эта логика вызывает вопросы у бизнеса. Например, если у вас есть шесть квартир в Екатеринбурге и вы сдаете их в аренду, то стоимость вашего патента будет рассчитываться исходя из того, что каждая квартира приносит вам 21 тыс. руб. в месяц. Того, что сдаваемым в аренду объектом может быть и комната, и квартира на окраине города с существенно меньшим размером арендной платы, закон не учитывает. В итоге количество ИП, перешедших на ПСН, минимально. Так что, хотя спецрежим должен был стать полезным и эффективным инструментом, он не оказал заметного влияния ни на бизнес-климат, ни на доходы областного бюджета".
АВТОВЛАДЕЛЬЦЫ ЗАПЛАТЯТ ЗА УТИЛЬ
Федеральный закон «О внесении изменений в ст. 24 ФЗ «Об отходах производства и потребления» от 16 октября 2013 г.
С 1 января 2014 г. утилизационным сбором в России будут облагаться не только ввезенные, но и произведенные в стране автомобили. Предполагается, что, оплачивая данный сбор, производитель или импортер платит за утилизацию автомобиля по истечении срока его использования. Базовая ставка сбора — 20 тыс. руб. для легковых автомобилей и 150 тыс. руб. для грузовиков и автобусов. Конечная сумма будет зависеть от технических характеристик и износа ТС. Данные поправки предусмотрены условиями вступления России в ВТО.
Алексей Головченко, генеральный директор ЮК "ЭНСО":
"Это нововведение ударит в первую очередь по фирмам и ИП, занимающимся коммерческими перевозками и купившими за границей подержанные машины. Их цена плюс сбор может не уложиться в рентабельность перевозок. Можно только пожелать, чтобы отечественные автопроизводители начали продвигать на внутренний рынок качественную продукцию по приемлемым ценам. Или хотя бы организовали крупноузловую сборку коммерческого транспорта в России".
ИП НЕ ДОЖИЛИ ДО ПЕНСИИ
Федеральный закон от 3 декабря 2012 Г. ФЗ-243 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам обязательного пенсионного страхования».
С 1 января 2013 г. размер ежегодных страховых отчислений ИП в Пенсионный фонд был повышен в два раза — с 17 тыс. до 35 тыс. руб. Эти изменения привели к резкому сокращению числа ИП по всей России. В середине 2013 г. президент Владимир Путин подписал закон, ставящий размер отчислений в зависимость от годового оборота ИП. При обороте свыше 300 тыс. руб. в год отчисления остаются на текущем уровне. При обороте до 300 тыс. руб. — снижаются в два раза. Новые изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.
Виталий Калугин, независимый аналитик:
"Ужасно было вредное и недальновидное решение. Как результат — мелкий бизнес закрывался, люди садились на пособие по безработице. Но большинство ушло в тень. То есть ни налогов, ни пенсионных отчислений от них уже не увидеть. По степени управленческого скудоумия закон граничил с намеренным вредительством. С точки зрения эффективности он чрезвычайно успешен, но это негативная эффективность. Как у взрыва. Быстро и дотла".
КОНТРОЛИРУЮЩИЙ ГИБРИД
Федеральный закон от 23 июля 2013 Г. ФЗ-251 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с передачей Центральному Банку РФ полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков».
Этим летом Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) была присоединена к Банку России. Идея о создании мегарегулятора на базе ЦБ обсуждалась в правительстве с 2009 г.: укрупненная структура, по замыслу авторов, сможет принимать более оперативные и эффективные решения по вопросам контроля за финансовым и банковским рынками. Напомним, годом ранее к ФСФР присо¬единили Росстрахнадзор.
Евгений Болотин, заместитель председателя Уральского банковского союза:
Для банков этот закон скорее положительный: теперь им не надо составлять отдельную отчетность для ФСФР. Но финансовые организации могут придерживаться иного мнения в оценке.
Радик Ахметшин, директор Уральского филиала НАУФОР:
Интересно было бы узнать у законодателей, каких улучшений, по их мнению, удалось добиться этим объединением? Рынок акций стал развиваться? Поток клиентов инвесткомпаний вырос? Мы начали привлекать инвестиции из-за рубежа? В лучшую сторону не изменилось ничего. Но и хуже не стало. В целом, это объединение я считаю бесполезным.
НАПАДЕНИЕ НА ПИРАТОВ
Федеральный закон от 2 июля 2013 Г. ФЗ-187 «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты интеллектуальных прав в информационно-телекоммуникационных сетях», вступил в силу 1 августа 2013 г.
Антипиратский закон наделил Роскомнадзор полномочиями блокировать интернет-ресурсы, которые распространяют нелегальный медиаконтент. Основанием может стать даже не сам факт распространения, а лишь предположение правообладателя, что такой факт имеет место. Срок блокировки по закону — до 15 дней. При этом предусмотрена обязательная процедура досудебного урегулирования: правообладатель должен сперва обратиться с претензией к администрации сайта. В дальнейшем действие закона может распространиться на все объекты авторских и смежных прав. По мнению интернет-сообщества, закон не учел интересов пользователей и бизнеса.
Артем Денисов, управляющий партнер ЮК «Генезис»:
"Летняя история продолжается — в Госдуму внесен проект, расширяющий действие антипиратского закона. Хотя правоприменительная практика еще сырая, законодатель решил развить ее для всего спектра интеллектуальных продуктов. В проекте прописан механизм: в случае нарушения прав правообладатели обратятся к информационному посреднику, укажут точный адрес интернет-страницы, где обнаружен пиратский материал. Это позволит блокировать отдельные страницы, а не весь сайт целиком по IP-адресу. При этом операторы связи не отговорятся тем, что были не осведомлены о характере передаваемой ими информации. Ожидалось, что блок по всем объектам авторского и смежного права будут вводить с учетом ошибок практики по видеоматериалам. Но по факту существенных отличий нет".
ЖИЛЬЕ ПО УКАЗУ
Указ президента РФ №600 ОТ 7 мая 2012 Г. «О мерах по обес¬печению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг».
В указе прописан комплекс мер, направленных на повышение доступности ипотечных кредитов, предоставление льготных условий многодетным семьям, упрощение подготовки земельных участков под строительство жилья эконом-класса.
Юрий Чумерин, директор Свердловского областного союза предприятий стройиндустрии:
"Это универсальный документ по всему циклу жилищного строительства в РФ на ближайшие годы. По нему очень жестко работают и отчитываются все уровни власти, отвечающие за жилье. Однако строителям этого мало. Мы не можем дождаться давно обещанного техрегламента по без¬опасности материалов, изделий и конструкций. Он уже был готов ко второму чтению в Госдуме, но в итоге решили объединить его с существующим регламентом по безопасности зданий и сооружений, а также применять общий техрегламент Таможенного союза".
ОБЛАСТЬ СНЯЛА НАПРЯЖЕНИЕ
Областной закон от 24 июля 2013 г. «Об установлении на территории Свердловской области случаев, при которых не требуется получение разрешения на строительство».
Закон сокращает число разрешительных процедур, через которые должны пройти энергетики перед строительством линий электропередачи и силовых установок напряжением до 20 кВ. Таким образом, подключение потребителей ускоряется на 95 дней.
Валерий Родин, генеральный директор «МРСК Урала»:
"По закону сетевая инфраструктура — объект капстроительства. Разрешительные процедуры, проектирование и оформление по ней суммарно занимают 24 месяца. А на техприсоединение потребителей закон нам отводит только полгода! Эта коллизия вынуждает либо нарушать сроки техприсоединения, либо не выполнять требования по капстроительству.
Благодаря региональному закону мы смягчили эту грубую нестыковку. Сегодня продолжаем эту работу и в Пермском крае, и в Челябинской области. Крайне необходимо, чтобы и там появились подобные законопроекты. Кроме того, на федеральном уровне сейчас рассматриваются инициативы по внесению изменений как в Земельный, так и в Градостроительный кодекс, которые также положительно повлияют на доступность сетевой инфраструктуры".
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ДЛЯ ПЕРЕВОЗЧИКА
Федеральный закон от 14 июня 2012 г. ФЗ-67 «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном».
Закон устанавливает административную ответственность для перевозчиков за отсутствие страховки имущества и здоровья пассажиров.
Юрий Чумерин:
Бизнес в перевозках очень бурно развивается, но законодательная ответственность размыта, что привело к возникновению в этой отрасли серых схем. Требования к бизнесу по безопасности и ответственности должны привести к хорошему результату. Но они при этом увеличат нагрузку на бизнес и, соответственно, на потребителя.
Александр Меренков, директор СК «Северная Казна»:
Этот закон полезен для пассажиров и относительно полезен для бизнеса. С одной стороны, страхование ответственности снимает претензии. С другой стороны, для экономии на страховых отчислениях некоторые перевозчики занижают число перевозимых пассажиров.
АПГРЕЙД БУХУЧЕТА
Федеральный закон ФЗ-402 «О бухгалтерском учете» от 6 декабря 2011 г.
Целью закона заявляли модернизацию норм бухучета в РФ, упразднение его устаревших правил и расширение круга контролеров. С 2013 г. обязанность по ведению бухучета была распространена на все организации, независимо от применяемой ими системы налогообложения.
Роман Речкин:
"К сожалению, новый закон о бухучете не будет эффективен, поскольку не решает ни одну из двух системных проблем российского учета. Во-первых, не устраняет разделение учета по стандартам МСФО и РСБУ. Во-вторых, РСБУ по-прежнему остаются набором формальных и абстрактных показателей, имеющих отдаленное отношение к реальным хозяйственным операциям. В итоге многие российские организации, кроме налогового учета и бухгалтерского учета по РСБУ, ведут еще и учет по МСФО и отдельно — управленческий учет".
ТЕНДЕРЫ ПО НОВЫМ ПРАВИЛАМ
Федеральный закон №44 ОТ 5 апреля 2013 Г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обес¬печения государственных и муниципальных нужд».
Закон логически продолжает знаменитый ФЗ-94 о контроле госзакупок. Он расширяет инструментарий и возможности участия компаний в аукционах и тендерах на госконтракты. В частности, устанавливает сразу пять методов определения их начальной цены.
Елена Артюх, руководитель ГК «ЛЕВЪ»:
"Специалисты предполагают, что изменения существенно не повлияют на систему госзакупок. Что принципиально не нравится предпринимателям? Что торги часто выигрывает не тот, кто предлагает раз¬умные и экономически ¬обоснованные условия. Так, бизнес давно просит привязать конкурсы к территории заказчика. Чтобы их вы¬игрывал тот, кто живет и работает здесь же, а не тот, кто за тридевять земель везет задешево предмет контракта непонятно какого качества. Недавно был случай: муниципалитет объ¬явил конкурс на детские кроватки, и их везли из Перми, хотя в этом муниципалитете есть своя мебельная мастерская. Итог: налоги уплывают в другой регион, рабочие места почему-то поддерживаются там же. Это не очень разумно".
НАЛОГОВИКОВ ВЫЧЛИ ИЗ ЦЕПОЧКИ
Законопроект №357559-6 «О признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации (об уточнении порядка возбуждения уголовных дел)», внесен в Госдуму 11 октября 2013 г.
Законопроект, внесенный в Госдуму Владимиром Путиным, предполагает вернуть полицейским право самостоятельно возбуждать уголовные дела по подозрению в налоговых преступлениях. Налоговики были включены в цепочку делопроизводства в прошлом году: только после их проверки и установления факта недоимки в отношении руководства компании стало возможно возбуждать уголовные дела.
Дмитрий Корешников, руководитель отделения по расследованию преступлений, совершенных должностными лицами правоохранительных органов, СУ Следственного комитета РФ по УрФО:
По моему мнению, у фискальных органов нет инструментария для расследования налоговых преступлений. Передача дополнительных полномочий на уровень Следственного комитета и полиции, безусловно, повысит эффективность расследования подобных дел. Кроме того, к такому расследованию и так привлекаются специалисты в налоговой сфере. (Из выступления на круглом столе «Деловой России»).
_________________________________________
Эксперты проекта:
На первом этапе «ДК» опросил руководителей ведущих юридических компаний Екатеринбурга и представителей предпринимательского сообщества, предложив им назвать законы, значительно влияющие на бизнес. По итогам был сформирован лонг-лист, из которого выбраны наиболее часто повторяющиеся законопроекты, — эти нормативные акты составили шорт-лист исследования.
На втором этапе шорт-лист законов был разослан экспертам: юристам, руководителям отраслевых объединений, руководителям бизнеса. Каждый закон эксперты оценивали по шкале баллов в диапазоне от +3 до -3 по следующим критериям: полезный/бесполезный; эффективный/неэффективный; известный в бизнес-сообществе/неизвестный в бизнес-сообществе. Интервал от 3 до 1 означает степень положительного восприятия действия закона, от -3 до -1 — степень отрицательного восприятия, 0 — нейтральное отношение.
На последнем этапе были выведены средние значения по каждому критерию и сформирован профиль восприятия экспертами каждого закона. Всего в оценке законов приняли участие 14 экспертов.