Законодательные поправки грозят закрытием половине автошкол Екатеринбурга
До половины автошкол Екатеринбурга может закрыться из-за новшеств, принятых на федеральном уровне. Никто не знает, когда начнется переоформление лицензий. Кроме того, рынок подтачивает демпинг.
Поправки в программы обучения российских водителей вступили в силу 12 августа; их совместно подготовили семь министерств, ведомств и общественных организаций, в числе которых Минтранс, Росавтодор и ДОСААФ. Новые требования обернулись расходами для автошкол.
Так, по разъяснению Минобразования и науки РФ, автодромы теперь должны иметь площади не менее 0,24 га, а также быть оснащены светофорами, перекрестками, дорожной разметкой, «горкой» и железнодорожным переездом. Особое внимание при проверках будет уделяться целевому назначению земельных участков, подчеркивают контролирующие органы. В документах должно быть четко прописано — «учебная площадка». Участки, предназначенные под строительство или сельхозземли, под автодромы использовать нельзя.
Помимо прочего, для продолжения деятельности каждая автошкола должна согласовать свои учебные программы с ГИБДД и получить заключение об их соответствии новым стандартам. Руководители крупных учебных заведений рассказали, что многие участники рынка к новшествам не готовы.
«Трудности и проблемы возникнут в первую очередь у недобросовестных школ, которые в огромном количестве начали появляться после упрощения процесса получения лицензии пару лет назад», — считает заместитель директора сети автошкол «Авто-Лада» Владимир Лопатин.
По его данным, число автошкол в Екатеринбурге за это время возросло вдвое и составляет сейчас больше сотни:
«Но как они работают? Из 50 положенных часов вождения дают по 15-18. Такие школы не выживут, останутся лишь те, которые проводят нормальную подготовку, тратят деньги на оборудование, плакаты, материально-техническую базу. Я считаю, так и должно быть».
В управлении ГИБДД по Свердловской области сформулировать свою позицию не смогли. По данным DK.RU, в ведомстве идут совещания, посвященные новой организации работы с автошколами. Сами школы опасаются, что новую лицензию им удастся оформить не раньше середины октября. Месяц простоя может привести к банкротству, рассказал директор одного из заведений:
«В сентябре мы выпускаем курс, набранный летом, а новый набрать не можем, пока не пройдем лицензирование. Условия и сроки неизвестны. Предварительно, лицензии начнут давать не раньше октября. Это значит, что новые группы мы сможем набрать не раньше его середины. При условии, конечно, что получим лицензию. Точно такая же ситуация во всех автошколах города. Все в подвешенном состоянии».
И добавил: на рынке царит неразбериха и демпинг, на который были вынуждены пойти автошколы в борьбе за клиентов.
«Сейчас в среднем стоимость обучения составляет 15-20 тыс. руб., тогда как в начале 2010 х гг. ценник начинался с 20 тыс. руб. Демпинг загнал автошколы в долги. Многие задерживают зарплаты сотрудникам с начала лета. Тем, кто закредитован, не легче. Как жить эти полтора месяца? Видимо, в министерствах никого не волнует, что компании могут обанкротиться, а люди — остаться без работы», — говорит собеседник DK.RU.
По его прогнозам, в ближайшее время прекратят деятельность порядка 30-40% автошкол города.
Глава одного из филиалов Свердловской областной автошколы Георгий Водопьянов полагает, что стоимость обучения водителей категории В достигнет 25-30 тыс. руб. Он уверен, что для автошкол все не так страшно.
«30 тыс. — оптимальная стоимость, которая позволит выжить небольшим компаниям, имеющим два-три филиала. При желании переделать программы можно за неделю, все примеры и нормативы даны. По сути, мы возвращаемся к истокам: раньше требования были жестче. Инструкторы не руководствовались желанием набить карманы, а действительно преподавали. Работали профессионалы высокого уровня, автоспортсмены. Сейчас учат только необходимым вещам, для сдачи госэкзамена. Отсюда и высокая аварийность на дорогах. Новшества, безусловно, положительно скажутся на безопасности движения».
Г-н Лопатин признался, что удивлен поведением автошкол, которым лицензии точно не получить:
«Затраты предстоят немалые. Мы-то в себе уверены. Но некоторые коллеги прекрасно сознают, что не обладают технической базой, а сами продолжают набирать группы. Жаль курсантов: начнутся суды».
Авторы: Ирина Шибаева, Сергей Дружинин