Зарплата, расти: должны ли на самом деле увеличиваться оклады сотрудников?
Люди привыкли жаловаться, что их зарплата не растет, при этом необходимость роста считается чем-то само собой разумеющимся. На самом деле все не так: оклады вовсе не должны увеличиваться год от года.
В ситуации, когда «низы» отказываются работать за те деньги, что им платят, a «верхи» не хотят увеличивать зарплату, нужно что-то делать. Почему вообще возникают проблемы с ростом окладов, и каким образом складывается ситуация, когда нанять нового сотрудника на место старого оказывается очень дорого? Часто профессиональный рост сотрудника не находит отражения в размере его зарплаты, и у этого явления несколько причин, пишут «Известия».
Рост зарплаты зависит от трех составляющих: от ситуации в стране и в регионе, от положения в отрасли компании и от личностных качеств самого сотрудника.
Зарплата не обязательно должна расти, — отмечает гендиректор экономико-правовой школы ФБК Сергей Пятенко. — Это не правило, а некий стереотип, с которым приходится расставаться, потому что жизнь изменилась.
По его словам, с начала 90-х зарплаты в России — в каких-то регионах больше, в каких-то меньше — начали постепенно увеличиваться, стремясь достичь общемирового уровня. До 1998 года жалованье росло практически у всех, причем непрерывно. После кризиса и обвала рубля рост сначала остановился, потом возобновился, но оклады стали увеличиваться не в разы, a на некоторые проценты, так как экономика стала более стабильной и устоявшейся. Для стабильных экономик рост зарплат только на несколько процентов в год, часто даже не перекрывающих инфляцию, — нормальная ситуация.
Существует и отраслевая специфика роста окладов. В рамках конкретной профессии они могут не расти из-за элементарного перепроизводства специалистов. Так, например, получилось с юристами и экономистами несколько лет назад. Также «во многих сегментах рынка существует и откровенно переоцененная рабочая сила, — отмечает Сергей Пятенко. — Особенно заметно это в больших городах». Например, сейчас очень быстро растут зарплаты специалистов в сферах IT и телекоммуникаций.
Такие специалисты стоят совершенно безумных денег. Однако на рынке наблюдается их дефицит, происходит нагнетание спроса и неумеренный рост зарплат. Но ситуация эта кратковременна, — отмечает Марина Симонова, HR-директора кадрового агентства «Мирантис».
По ее словам, ажиотажный спрос приводит к забавным ситуациям. Ведь специалист по внедрению систем автоматизации работы предприятия может вырасти из обыкновенного системного администратора. Схема здесь такая: на предприятие приезжают продавцы программного обеспечения, штатный сисадмин оказывает им помощь в установке, учится, потом годами поддерживает работу системы. Дальше у него есть два варианта развития карьеры: самому становиться специалистом по внедрению систем автоматизации или устраиваться на другое предприятие для сопровождения аналогичного программного оборудования. В первом случае зарплата будет на 30-35% больше, хотя резюме будет писать тот же самый человек.
Разумеется, вне зависимости от отраслевой ситуации очень многое зависит от конкретного работодателя. Если в компании не наблюдается никакой положительной динамики, доходы не увеличиваются, оборот не наращивается, то и ждать повышения зарплат не приходится. Другое дело, если бизнес благополучно развивается, но зарплата специалиста все равно не растет.
Иногда компании приходится набирать новых специалистов на значительно более высокие оклады, чем были у тех, кто работал до этого. Порой новый штат оказывается вообще невозможно набрать: зарплата специалистов на рынке успевает превысить зарплату их потенциального шефа, — говорит Марина Симонова.
Но и при таких условиях удерживать специалистов в компании не спешат.
«Всегда накапливается моральное уставание от работы. Поэтому, несмотря на знания и опыт старых специалистов, их не всегда выгодно держать долго. Удерживать можно только уникальных специалистов. С легкозаменяемыми это не всегда оправдано. Ведь новый человек — это новая кровь, новые идеи», — поясняет эксперт.
По статистике, только 40% работников российских компаний ощущают взаимосвязь между своими усилиями и уровнем дохода. Это утверждение справедливо как для руководителей, так и для рядовых специалистов. При этом около 2/3 из них не довольны своей зарплатой, среди менеджеров таких 62,4%, а среди рядовых специалистов — 72,5%, говорится в исследовании компании Axes Management. Комментируя данные о недовольстве персонала своей зарплатой, авторы работы отмечают:
Это не удивительно. Человек редко бывает доволен своими доходами, к тому же многие участники опросов воспринимают исследование как лишний повод пожаловаться на жизнь или привлечь внимание руководства к вопросу повышения ставок.
Вместе с тем в отчете об исследовании отмечается, что существует еще один немаловажный вопрос: хотят ли сотрудники в принципе зарабатывать больше, то есть увеличить фиксированную часть дохода при той же нагрузке, или же они готовы больше работать при условии, что получат соответствующее вознаграждение за дополнительный труд? Оказалось, что всего лишь 22% менеджеров и 29% специалистов считают, что качество и количество их работы можно повысить путем увеличения фиксированных ставок (зарплаты). При этом наличие связи между усилиями и уровнем надбавок к основной зарплате, бонусов и премий, оказывается гораздо более действенным рычагом мотивации. Именно это выбирают в качестве основного фактора, оказывающего воздействие на свои рабочие достижения, около 40% персонала (39,5% менеджеров и 41,2% специалистов).