Зарубежный архитектор никогда не сможет до конца разобраться в СНиПах
В течение нескольких лет на берегах реки Исети рядом с ЦПКиО вырастет новый жилой квартал Clever Park, созданный в сотрудничестве британских и российских архитекторов.
Соавторы проекта директор и учредитель архитектурного бюро Twelve Architects Мэт Картрайт (Великобритания) и директор проектного бюро R1 Дмитрий Реутт (Москва) рассказали о концепции ЖК Clever Park.
Мэт, когда и как вы начали создавать проекты для России?
Мэт Картрайт: В 2006 году, еще до основания Twelwe Architects. Моим первым российским опытом было участие в создании проекта небоскреба компании «Газпром» в Санкт-Петербурге. В дальнейшем, уже вместе с Twelwe Architects, мы выполнили проекты аэропортов в Ростове-на-Дону и Перми, офисных центров и жилых комплексов в разных городах, в том числе, в Екатеринбурге. Мне нравится работать в России. Екатеринбург же я считаю очень энергичным, вдохновляющим городом.
Какие нюансы приходится учитывать вашему архитектурному бюро, работая в нашей стране?
Мэт Картрайт: Не важно, где работаешь. Важно найти людей, которые хотят работать с тобой, и с которыми хочешь работать ты, чтобы сотрудничество было интересным, чтобы все получали удовольствие от совместной деятельности. На мой взгляд, зарубежный архитектор никогда не сможет до конца разобраться в российских СНиПах, это чревато созданием изумительных проектов, которые никогда не будут воплощены в жизнь. Поэтому я считаю безусловной удачей для Twelwe Architects сотрудничество с бюро R1. Мы вместе реализуем интересные, масштабные проекты, такие как Clever Park.
Чем интересен, уникален проект Clever Park? Повлияло ли природное окружение на его концепцию, архитектурное решение?
Мэт Картрайт: Мы стараемся сделать проект уникальным, при этом сохранив баланс между «полетом фантазии», креативом, идеями и требованиями закона. Так, зигзагообразная форма домов, наподобие змейки обусловлена не только стремлением к оригинальности архитектурного решения, но и регламентом об инсоляции жилых помещений.
Перепадом высот – все дома состоят из разноэтажных секций – мы привнесли в проект ощущение динамики. Идея движения заключена и в дизайне фасадов, а акцентная белая линия, опоясывающая все здания, помогает сформировать индивидуальный архитектурный бренд проекта, сделать образ ярким и запоминающимся.
Разумеется, на концепцию повлияло и природное окружение – расположенные по соседству парк и река. В какой-то степени сама река вдохновила нас на план, где нет традиционной жесткой геометрии, преобладают плавные линии и изгибы. Кроме того, мы «впустили» природу в жилой комплекс в пространствах между домами.
Что вы думаете о современной жилой застройке Екатеринбурга?
Мэт Картрайт: Постараюсь быть дипломатичным: на мой взгляд, некоторые проекты содержат переизбыток идей – в них всего слишком много, другие, напротив, совершенно их лишены.
На ваш взгляд, какой должна быть площадь квартиры, чтобы в ней было комфортно жить – в Великобритании и в России?
Мэт Картрайт: В Лондоне площадь стандартной квартиры с одной спальней, где живет семья из двух человек, составляет 50 кв. м.; квартиры с двумя спальнями (например, для молодой семьи) – 63-70 кв. м. Я думаю, этого достаточно для комфортного проживания не только в Великобритании, но и в России. Некоторое время назад власти нашей страны предоставили девелоперам возможность трансформировать старые офисные здания в жилые комплексы – чтобы поддержать появление новых жилых пространств. Поскольку подобные проекты не регулируются стандартными нормативами для жилья, в них появляются квартиры, площадь которых может быть в два раза меньше принятой. Разумеется, порой это не лучшим образом сказывается на конфигурации помещений, а жить в квартире с неправильными пропорциями некомфортно. Кроме того, девелоперы не имеют права вносить изменения во внешний облик этих зданий. Поэтому люди вынуждены жить в некрасивых домах. Сейчас правительство и местные власти ищут решение этих проблем.
Многие урбанисты сегодня призывают строить малоэтажные дома. Каково ваше мнение на этот счет?
Дмитрий Реутт: Одноэтажный Лос-Анжелес занимает первое место в мире по числу транспортных проблем, а город небоскребов Гонконг – последнее. Высота зданий и плотность застройки влияют на расстояния, которые человеку приходится преодолевать, чтобы добраться от дома до офиса и назад. Мы за то, чтобы здания были высотными, а застройка достаточно плотной, однако, все должно быть разумно: не надо создавать еще один Гонконг.
До недавнего времени в локации, где расположен Clever Park, не было масштабной жилой застройки. Сегодня ситуация меняется. Как будет решаться вопрос с формированием необходимой инфраструктуры, которая как раз позволит жителям комплекса меньше перемещаться по городу?
Дмитрий Реутт: Безусловно, такая инфраструктура будет создаваться. Этот вопрос как раз сейчас обсуждается с Администрацией города. Девелопер проекта планирует возвести не только вторую и третью очереди ЖК Clever Park, но и образовательный кластер, включающий детский сад, начальную школу, школу и спортивные площадки. Существует несколько сценариев его реализации, и они сейчас прорабатываются. Так или иначе, концепция, которая позволит людям решать все повседневные задачи здесь, не тратя время и силы на перемещения по городу, будет реализована. Замечу, благодаря соседству с бизнес-центром Clever Park, где есть супермаркет, медицинский центр, кафе, ресторан, аптека, турагентство, салон красоты, автомойка и автосервис, многие вопросы можно решить здесь уже сейчас. Кроме того и в жилой части первые этажи будут отданы под инфраструктурные объекты, которые будут полезны жителям.