«Завод не дойная корова. Зато всегда можно выставить бизнес главной причиной всех бед»
«Многие чиновники считают, что корову всю жизнь можно бить и доить. И система потворствует им в этих убеждениях. Мне кажется, что критическая масса паразитов в нашей стране всё ближе к точке кипения».
Генеральный директор торгового дома завода «Кубаньжелдормаш» и акционер предприятия Вячеслав Яковлев описал прошедший 2018 г. глазами русского промышленника: прежде всего он говорит о технологическом отставании и токсичной среде для работы заводов. С разрешения автора блога DK.RU публикует пост с небольшими сокращениями.
— Нет заказов — плохо, есть заказы — проблема, много заказов — катастрофа! Примерно так можно описать 2018 г.. При этом хотел бы отметить, что загруженность предприятия никак не связана с тем, что в стране благоприятная ситуация для промышленности, просто кто-то 30 лет тратил деньги на яхты и дворцы, а потом вдруг выяснилось, что вся государственная инфраструктура изношена, что в итоге привело не только к экономическим показателям стран третьего мира, но и к вполне осязаемым катастрофам с гибелью людей.
Сегодня потребность высокая в том числе и потому, что советское наследие практически исчерпало себя. Но заводы продолжают исчезать, потому что среда для их работы слишком токсичная.
Справедливости ради, большинство российских заводов совершенно неконкурентоспособны, поэтому практически всё сегодня свелось к поставке азиатской техники с переклеиванием шильдов на «Сделано в России». Я последние 10 лет покупал подшипники у одной нашей известной «группы компаний» с большим офисом в Москве и был уверен, что они производители и держатся на плаву, молодцы. И только месяц назад узнал, что они просто маркируют подшипники, теперь покупаю китайские напрямую, потому что в России их не делают. Узнал, естественно, от того, кто раньше у них работал. Он же и свёл напрямую с поставщиком.
Также огромную роль в большом портфеле заказов играет освоение новой техники. 50% техники, которая кормила завод в 18-м году, годом ранее нами не выпускалась. Но такой ритм накладывает и другой немаловажный отпечаток — брак.
Мы с этим столкнулись уже в конце года и будем бороться с последствиями в 19-м году. Кто-то скажет, что такие заводы должны умирать и уступать место качественной и проверенной импортной технике (у нас такую не делали до этого), но только грамотные и опытные люди поймут всё сразу, когда я напишу, что
заказчик менял три раза технические требования перед конкурсом. И каждый раз они менялись для того, чтобы обойти российских производителей и закупить оборудование во Франции или Германии.
Что это такое для пяти новых изделий в машиностроении, да еще чтобы изготовить за три месяца — не все поймут, особенно из новой плеяды эффективных менеджеров. Фактически это подвиг всего коллектива завода. Лично с моей стороны это было несколько авантюрным подписываться под всем этим, но с другой стороны, отдай сегодня рынок европейцам и через пару лет завод можно будет встретить только в виде распродажи станков на Avito.
Я вполне реально оцениваю риски и знаю, что мы могли и можем создавать технику, которая будет на равных бороться с немцами и французами. Но жесткие сроки по времени конечно проявили многие слабые стороны как конструкторского отдела, так и основного производства. Тем не менее, повторюсь, коллектив сотворил чудо. Мало того, в 19 и 20 гг. мы эту технику не только усовершенствуем, но и многие процессы в производстве отладим. Но самое главное в другом, мы довольно существенно пополнили нашу линейку путевого инструмента, чтобы на мировом рынке не выглядеть как бедный родственник. Дальше дело за отделом маркетинга.
В прошедшем году сделали очень мощный рывок в производстве сельскохозяйственной техники. Охватили практически всю почвообрабатывающую линейку, кроме сеялок и опрыскивателей. <...>
Всё осложняется и затягивается в связи с тем, что в мире работает кооперация, а у нас нет.
Сделали первые оборотные плуги, но столкнулись с тем, что нужен инструмент для гибки. В России такого нет, оплатили, ждем три месяца. И это счастье, что есть свой листогиб с достаточным усилием. Нужны рабочие органы, в России таких нет, а осваивать самим это время. Пришлось под Кемерево закупить четыре новых молота (1982 года), чтобы начать делать рабочие органы самим. В Европе приехал на выставку, выбрал поставщиков и можешь заниматься инжинирингом и продажами. У нас в России всего этого нет. Мало того, технологическая оснащенность любого российского завода опустит на землю любого конструктора.
Фактически сегодня российское машиностроение не может даже скопировать западные образцы техники. Скопировать может и сможем, а вот сделать нет. Некоторые искренне думают, что у нас ВПК всё может, но мало кто понимает, что у ВПК сеялка будет стоить 20 млн, а рыночная цена 1,2 млн. Хотя в России этот процесс отлажен, эффективные менеджеры выделят из федерального бюджета выделят 150 млрд и они будут продавать сеялки по миллиону при себестоимости 20. А нам, обычным производителям, поднимут налоги и тарифы. Ещё обвинят в неэффективности.
Другая проблема, с которой столкнулись при производстве сельхозтехники — площади. Немного недооценил наши возможности. Делать 5-10 единиц в месяц не проблема, но когда сели и разобрали 40 единиц в месяц, выяснилось, что мы остановим весь завод только одними внутренними перевозками, рамные конструкции все габаритные, а у нас коэффициент застройки 0,83. <...>
Экскаватор-погрузчик. Понимаю, что некоторые люди, услышав про такую идею в 2016 году, думали, что уже в 2017 из Армавира в вагонах и на низкорамниках будут выезжать с территории завода новые тракторы. Я довольно отчетливо представлял все сложности и до сих пор уверен, что мы начнём производить свои экскаваторы-погрузчики, но мне сложно это сделать в одиночку быстро. Во-первых, проектирование, испытания и подготовка производства не должны ставить под удар финансовое положение завода, фактически это означает, что я до сих пор не оплатил колесные диски и шины для первого образца на 283 тысячи рублей только потому, что пока нет готовой рамы с установленными на неё мостами. Во-вторых, конструкторское бюро завода занято техникой, которая нас кормит здесь и сейчас, фактически по сей день нет отдельной группы конструкторов, которая бы занималась исключительно экскаватором-погрузчиком.
В связи с этим меня удивляют вопросы чиновников, которые спрашивают, сколько тракторов в месяц я планирую производить. Мой ответ всегда их огорчает — один или два. В лучшем случае три или пять в месяц, потому что производить 30 в месяц это уже надо совсем другие площади и совершенно другой подход к организации производства. А продажи? А гарантийное обслуживание и сервис? Это выстраивается годами. Что стало с заводами, которые могли выпускать по 100 тракторов в неделю, мы знаем. Рыночная экономика для завода это обеспечивать спрос предложением, а не наоборот. Именно поэтому у нас сейчас в разработке почти 30 единиц новой техники, от подъёмников для автосервисов до виброплит для строительства.
С точки зрения стабильности и выживаемости предприятия, большой ассортимент разной техники это сегодня единственный путь в России. Будь у нас сильная кооперация в России, всё было бы неплохо и с качеством.
Главный плюс кооперации в том, чтобы воедино связать совершенно разные узкоспециализированные производства для получения максимального качества продукции. Но это у них там, у нас это невозможно сегодня.
В этом году закрылись два производства, с которыми мы плотно работали десятилетиями. Именно поэтому планирую запустить свой участок РТИ. Я не люблю метаться из стороны в сторону, работаю с теми, в ком уверен. Если у них проблемы, всегда пойду навстречу, подожду, сделаю предоплату или сделаю запас, если они готовятся ненадолго встать по технологическим причинам. Но сейчас проблема куда серьезнее: «Вячеслав, я устал от всего этого, я устал тянуть всё на себе. Дети не хотят/не могут, а я устал от нервотрепки, от кадров, от проверок, от поборов…».
Кто-то подумает, что слабым не место на рынке? Это такие люди, которые стоят тысячи современных управленцев! Но они уже в возрасте и здоровья многим уже не хватает бороться с той системой, которая сложилась. Да что там говорить, я в этом году за то, что инвестировал в завод деньги в прошлые годы, вынужден был отдать практически новый японский обрабатывающий центр.
Увы, система выстроена именно так. Если ты создаешь и созидаешь, ты всегда виноват и на каждый твой шаг можно найти законные основания. Для всех, для каждого. Если ты в своей стране что-то действительно делаешь, ты обязательно нарушаешь законы, которые для нас пишут иностранные консультанты и спортсмены.
Думаю, что меня все хозяйственники поймут без слов. К сожалению, многие чиновники считают, что корову всю жизнь можно бить и доить. И система потворствует им в этих убеждениях. Мне кажется, что критическая масса паразитов в нашей стране всё ближе к точке кипения. Самое обидное, что за любую глупость или жадность наших эффективных государственных менеджеров рассчитываться будут всегда простые люди. А эти жулики просто уедут из страны и сядут писать мемуары про быдловатость русского народа.
<...>
Мощный удар по нам нанес наш краснодарский Межрегионгаз, выписав штраф за несвоевременную замену счетчика. Счетчик был поверен до 21 года, но его срок эксплуатации вышел в 18-ом. Никто нас не предупреждал, что срок его эксплуатации заканчивается, что надо заменить, мало того, убедили, что поверка до 21 года актуальная и никаких проблем не будет. Но потом новый начальник в Краснодаре и сразу акт на 4 млн. И это от компании, у которой мы одни из самых крупных покупателей газа на Кубани! Официально поверка выше срока эксплуатации, но по условиям договора мы виноваты. А изменить даже одну букву в договоре с нашими монополиями можно только через президента. Мало того, поверяем все счетчики мы тоже только там, где «нам укажут».
Отправил юриста и главного энергетика к директору этой организации, они простояли три часа внизу, он прошел мимо, даже не остановился, видимо очень занятой человек. Уверен, сделать ему фотографию рабочего дня, даже трех минут не наберется в сутках на пользу компании и государства. Подали в суд, судимся.
А сколько заводов такими штрафами остановили только потому, что им нечем было заплатить? Или с таких штрафов начинались финансовые проблемы, которые потом перерастали во что-то опасное для предприятия? Кто-нибудь вообще задумывается о том, что завод это не дойная корова? Зато всегда можно выставить бизнес главной причиной всех бед для населения.
При всех минусах и ошибках, считаю, что 2018 г. для завода «Кубаньжелдормаш» прошел хорошо. Очень много всего сделали, даже умудрился много всего закупить, что даже не планировал. Прямо перед новым годом успел урвать в Подмосковье четыре станка на заводе, с которого всё сдали на лом. При этом некоторые станки я даже не понял причин происходящего, цены выставили большие, я не смог купить из-за дороговизны, а на лом сдали в 10 раз дешевле!
<...>
Будете смотреть фотографии, сильно не удивляйтесь возрасту оборудования, которое я закупаю по всему бывшему СССР. Должен сказать спасибо и подписчикам, мне пересылают все ваши предложения, много станков было куплено с вашей подачи. В будущем всегда имейте в виду, если где-то кому-то оборудование для металлообработки не нужно и его хотят сдать на лом, помните, что нам всё интересно. У нас многим станкам по 50-70 лет, заменить их новыми у меня нет возможности, а вот освежить их на 30-40 лет всегда рад.
Вообще столько всего за год произошло, что и не упомнить. Надеюсь, что фотографии смогут дополнить картину того как завод провёл 2018 год.
На Кубани меня однажды пригласили на ТВ поговорить о промышленности, но после первого блока вывели. С тех пор я персона нон грата в крае, потому что ничего не понимаю в машиностроении. А недавно пригласили на телевидение в Москву, получилось горячо:
Надеюсь, что в 2019 г. завод будет стоять крепко на ногах. Планов много: запустить горизонтально-расточной станок, подтянуть многие технологические процессы, достроить новое здание для техотдела и медпункта, договориться по цене на оборудование для участка гальваники (два года это не получалось) и собрать первый образец трактора уже с кабиной!
По-прежнему, ищу грамотных и опытных конструкторов и технологов по металлообработке, они сегодня на вес золота. Приезжайте в Армавир, у нас на заводе интересно и никогда не бывает скучно! Сидящие технологи-организаторы в отделах не нужны, нужны профессионалы, которые не только знают что, но и могут показать как, либо оперативно дать предложение, что нужно, чтобы изготовить то, что заложено конструкторами. Опытный конструктор по самоходной строительной технике востребован как никогда, планов много.