Заводы начали предпродажную арт-подготовку
Проект «Уральская индустриальная биеннале» придумали в Государственном центре современного искусства (ГЦСИ). В заводские цеха и на промплощадки допустят художников, они разместят арт-объекты — от с
Проект «Уральская индустриальная биеннале» придумали в Государственном центре современного искусства (ГЦСИ). В заводские цеха и на промплощадки допустят художников, они разместят арт-объекты — от световых инсталляций до монументальной живописи — и тем самым переосмыслят пространство производства, поясняют в екатеринбургском филиале ГЦСИ. Переосмысление обойдется в 5 млн руб. и займет месяц, с 9 сентября по 10 октября 2010 г. Деньги на организацию биеннале выделяют Минкультуры РФ и городская администрация. Бюджет позволяет пригласить художников из России, Европы, США и Южной Америки.
По словам Алисы Прудниковой, директора филиала ГЦСИ, руководители заводов согласились выделить площадки бесплатно: «В основном затраты на продакшен мы берем на себя. Но рассчитываем, что некоторые партнеры согласятся дать материалы для художников. Ведь участие в биеннале — это имидж, позиционирование прогрессивного завода». Переговоры о степени участия предприятий продолжаются. Художникам покровительствует администрация губернатора: ее глава Вячеслав Лашманкин ждет, что биеннале посетят не менее 100 тыс. человек.
Партнеры проекта рассказали «ДК», что надеются на экономический эффект биеннале. Так, Станислав Цвелентьев, директор компании «ТатлинЪ» (аффилирована с «Ренова-СтройГруп-Коммерчес-кая недвижимость») не исключил, что в центре Екатеринбурга может появиться постоянная экспозиция современного искусства. «ТатлинЪ» управляет зданием, где располагалась типография «Уральский рабочий», пока ее не выселили по решению суда. Теперь перед УК стоит две задачи — реконструировать здание — памятник конструктивизма и найти применение его площадям. Пока филиал ГЦСИ разместит здесь основную выставку индустриальной биеннале. «Мы решили отдать под нее 2,7 тыс. кв. м, — конкретизировал г-н Цвелентьев. — А в ближайшее время встречаемся с москвичами, у которых есть опыт организации постоянных арт-площадок на базе заводов. Может, эта возможность подойдет и нам, если будет приносить прибыль».
Впрочем, параллельно «ТатлинЪ» заключает договоры с обычными арендаторами. Так, на месте книжного супермаркета «100 000 книг» вскоре появится более крупный магазин федеральной сети «Читай-город».
Генеральному директору Свердловского камвольного комбината Игорю Василькову поддержка арт-события уже помогла. В прошлом году мощности комбината из-за кризиса были слабо загружены, он не мог найти арендаторов. Когда цеха приютили художественный проект «Арт-завод», это привлекло такое количество посетителей, что пустующие площади быстро удалось сдать. «Я с удовольствием разместил бы и постоянную экспозицию современного искусства. Если бы от этого был экономический эффект», — делится впечатлениями г-н Васильков. Прошлогодний коммерческий успех камвольного комбината даже аукнулся организаторам биеннале. «Там почти не осталось подходящих площадок», — отмечает г-жа Прудникова. В итоге между комбинатом и ГЦСИ пока подписан лишь рамочный договор — о намерениях.
Руководство завода ЖБИ «Стройбери» решило поддержать биеннале не только потому, что продает предприятие и рассчитывает привлечь покупателя. Дело и в собственной художественной концепции завода. Она совпадает с идеями ГЦСИ. «Все считают, что завод ЖБИ — грязное производство. Мы несколько лет назад раскрасили автобетономешалки в яркие цвета, чтобы показать — оно может быть привлекательным, — пояснил Вячеслав Трапезников, гендиректор завода. — Но не буду скрывать, мы рассчитываем и на пиар-эффект от биеннале, на привлечение внимания: предприятие сейчас выставлено на продажу».
Завод «Пневмостроймашина» (ПСМ) решил ограничиться моральной поддержкой: он числится в партнерах арт-события, но не выделяет художникам ни денег, ни площадок. «Интересно, когда рабочим, которые ходят на завод годами, дают взглянуть на привычные интерьеры по-новому. Если это приводит, например, к росту производительности труда. В раннее советское время авангардисты оформляли фабрики, потому что от государства был соответствующий заказ», — прокомментировал Павел Онохин, начальник отдела кадровой и социальной политики ПСМ. Но организаторы биеннале не дали «Пневмостроймашине» сделать такой заказ, а отдавать цеха под самовыражение художников завод не рискнул. «Мы знаем, какую тему видят творческие люди на заводах, начиная с ХХ века. Бездушные механизмы и все такое. Переубедить нас пока не удалось», — пояснил г-н Онохин.
Первая индустриальная биеннале в цифрах
5 млн руб. объем бюджетного финансирования |
12 стран участвуют в проекте |
100 тыс. человек примерный план посещаемости |
Источник: «ДК».