Екатеринбургу придется строить намного больше. Куда впихнуть новые жилые метры?
«У губернаторов появится личная ответственность за ввод нового жилья — задача стоит увеличить стройку в два раза. Она разумна, конечно, но возникают вопросы. Главное — где все это будет строиться?».
Илья Заливухин, генеральный директор «Яузапроект», член правления Союза архитекторов России:
— У губернаторов появится личная ответственность за ввод нового жилья. В соответствии с майскими указами президента страны главы регионов должны будут обеспечить ввод к 2024 г. по 120 млн кв. м в год — примерно по одному квадрату на каждого жителя. То есть Екатеринбург с его 1,5 млн горожан должен строить ежегодно 1,5 млн метров, Москва — 17 млн, Новосибирск — 2,5 млн кв. м и так далее. Если учесть, что в последнее время в стране каждый год вводили порядка 79 млн метров — и то с учетом «дачной амнистии», индивидуальных домов, ранее не учитываемых — то задача стоит увеличить стройку в два раза. Она разумна, конечно — люди должны улучшать свои жилищные условия. Но возникают вопросы. И в первую очередь, как и, главное, где все это будет строиться.
Строительство в полях, которое мы видели в последние годы, показало определенные риски такого подхода. Город — это ведь не просто квадратные метры, должны быть и социокультурные объекты, и общественные пространства, и порядок с транспортом, и экологический каркас. А когда возводят только метры, мы получаем территории, которые особенно городом не назовешь.
Екатеринбуржцам это объяснять не надо: все видят район Академический. Я был в Каннах в 2007 г., когда проект презентовали — он начинался как попытка сделать идеальный район. Через пять лет я приезжал в Екатеринбург, смотрел, что получается. В итоге: подземные парковки стоят пустые, жители не могут себе позволить их купить, дворы загромождены машинами. Трамвая в районе до сих пор нет. Хотя были все условия: землю дали, девелопер очень хороший, власти старались. И все равно получилось то, что получилось — нельзя сказать, что это самый дорогой район в городе, но все хотят жить именно там. И если застройщик не отступится от своих планов, то есть все возможности сделать Академический действительно идеальным районом.
При этом территорию рядом с МВЦ «Екатеринбург-ЭКСПО» тоже отдали под большой новый район, где будут многоэтажные дома. Опять плотность застройки и метры наращиваются вне города! Хотя при возведении района в поле нужно будет делать, по сути, еще один подземный район — огромное количество инженерных коммуникаций. Это большие деньги.
А в то же время в самих городах масса проблем с коммуникациями, которые требуют вложений — в Краснодаре, например, в центре отсутствует ливневая канализация. И при этом мы все равно лезем в поля, как будто денег у нас безмерное количество!
Понятно: это проще. Работа с городом, с существующей территорией, всегда крайне серьезная и сложная — как операция на головном мозге. Любая ошибка там — например, точечная застройка в том понимании, что была у нас всегда (внезапная стройка у вас во дворе), и это сразу вызывает бунт у людей, которые там живут. Также могут быть проблемы с различными интересантами, и с частной собственностью нелегко — в центре все участки принадлежат разным людям, и бабахать там необходимое губернатору количество метров не получится. Но нужно искать компромиссы. Необходимо определить какие-то рамки, если мы не хотим дальше в погоне за голыми квадратными метрами застраивать поля домами, которые некому будет покупать и которые будут стоять пустые.
Почему нельзя строить эти квадраты в городе? Там ведь полно заброшенных промышленных зданий, офисников, которые можно переквалифицировать в апартаменты.
Да, градостроительство — это многослойное проектирование, большая сложная работа. Но ею вполне реально заниматься, если смотреть на развитие городов комплексно.
Я выделяю пять основных блоков, по которым необходимо провести анализ и выработать стратегию. Первый — социокультурное развитие. Для начала нужно определиться, кто те люди, для которых будут строиться новые метры. В СССР, например, все делали под условную семью, которая живет в спальном районе, ходит на работу и не ездит на личном автомобиле. Сейчас группы населения разные — по возрасту, достатку, образу жизни, интересам, и это необходимо учитывать. При этом в любом случае нужно увеличивать число социокультурных объектов, количество и качество учебных заведений в зоне будущей застройки.
Второй важный пласт — транспортная стратегия. Она сама по себе многоуровневая: агломерационный, городской, районный транспорт — вплоть до пешеходов. И все это должно четко работать и само по себе, и иметь точки пересечения. А до того как начать решать транспортные проблемы, нужно сделать в городе зеленый каркас, экологический — около него можно будет жить. И его нужно очень грамотно связывать с инженерным каркасом. Из всех этих блоков вытекает зонирование города по плотности застройки — сейчас примерно все одинаково, но должно быть иначе: допустим, в пригороде плотность 150 человек на гектар, а в центре — 1500. Это необходимо делать, чтобы мегаполис развивался более устойчиво.
Смысл прост: сбалансированная застройка основана на развитии территории вокруг транспортных узлов, центра города. Образно говоря, надо жить в центре около метро и парка и — что тоже немаловажно — в кайф.
Для этого нужно начать со схемы зонирования и разделить город по плотности застройки — тогда постепенно станут решаться проблемы, связанные со слабоконкурентной структурой экономики города, с низким качеством управления земельной рентой и т. д. Задача: сделать точечную застройку в центре города, но по правилам — как операцию на мозг. Тогда федеральный бюджет будет не уменьшаться от строек в полях, а расти.
Материал написан на основе выступления на 100+ Forum Russia – 2018; автор текста Екатерина Стихина