Жизнь в стиле luxury: почему состоятельные люди не экономят даже в кризис
Продажи товаров в люкс-сегменте по итогам 2015 года показали рост. Люди, привыкшие к роскоши, не торопятся отказываться от Gucci и Prada, да и продавцы, как могут стимулируют их совершать покупки.
Спад в российской экономике длится второй год, и многие россияне сокращают расходы. Это не касается Ярослава Гафурова. 25-летний москвич, управляющий партнер и адвокат юридической группы «Double Pro» говорит: сейчас – самое время, чтобы запастись своими любимыми «игрушками» - дорогими авто и часами. В минувшем году он потратил порядка 1 миллиона долларов (в рублевом эквиваленте по курсу на момент покупки, прим.ред.) на Rolls-Royce, несколько автомобилей Bentley, Mercedes и БМВ последних моделей. Часть денег была потрачена на дорогие часы.
«Кризис никак не сказался на моем суточном потреблении и привычках», - отмечает Гафуров.
Люди, подобные Ярославу Гафурову, помогли лакшери-сегменту удержаться на плаву в 2015 году, в то время как розничные продажи в России сократились на 10%, пишет Bloomberg. Согласно опросам общественного мнения, примерно половине россиян едва ли хватает средств на приобретение продуктов питания, не говоря о покупках за рамками этого сегмента.
Впереди – развитие
Между тем, пишет издание: бренды, работающие в люкс-классе, уверены: заявленная тенденция будет продолжаться, а количество магазинов, работающих в премиальном сегменте, будет расти. Только в конце 2015 года в ГУМе открылись магазины Bulgari и Jimmy Choo, а представители одежного бренда Prada заявили, что зафиксировали в минувшем году значительный рост продаж. То же самое говорят и в компании Rolls-Royce. Официальный дилер автомобилей Bentley компания «Авилон», заявила, что Россия станет основным рынком сбыта новой модели компании – спортивного внедорожника Bentley Bentayga , который должен поступить в продажу весной.
«Продажи растут не только в рублях, но и в устойчивой валюте», — сказал Bloomberg вице-президент крупнейшего премиального ретейлера России компании Mercury. Объяснить такое явление можно тем, что покупатели премиум-сегмента сократили поездки за границу, и начвали активнее покупать одежду дома, говорят эксперты консалтингового агентства Fashion Consulting Group.
Таким образом, отмечают журналисты Bloomberg, разрыв между бедными и богатыми в России увеличился в разы. В то время, как одни тратят состояния на брендовые вещи, другие 4 миллиона россиян опустились в минувшем году к черте бедности.
Это не траты, это вложения
«За последние два десятилетия при рыночной экономике страна пережила три финансовых кризиса. Этот опыт научил россиян, что самый безопасный метод вложения денег это трата их на покупки», — сказал Владимир Холязников, генеральный директор KupiVIP Group. Холязников также отметил, в 2015 году объем заказов в его компании вырос на 55%.
Богатство человека – состояние переменчивое, добавляет Сюзанна Пусз, аналитик лондонского банка Berenberg. Для того, чтобы как-то это состояние сохранить, состоятельные люди и вкладываются в предметы роскоши – часы, автомобили, обувь и одежду люкс-класса.
Между тем, и в рядах состоятельных людей, которые до сих пор могут позволить себе покупать дорогие вещи, произошел некий передел: так, покупать дорогую одежду продолжают лишь те, для кого хорошо выглядеть – это главный приоритет.
Правильное ли решение?
Финансовые аналитики с экспертами фэшн-индустрии согласны: смысла вкладываться сейчас в доллары или евро нет. Намного рациональнее потратить деньги на покупки, которые были давно запланированы.
Руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев считает:
«Переводить всю имеющуюся наличность в валюту уже поздно. При текущем курсе слишком высок размер потенциальных убытков. Нефть в любой момент может скорректироваться на 20–30%. Рубль от этого выиграет, а вот те, кто сейчас поддастся панике и кинется в обменники за долларами, понесут значительные убытки».
Кроме того, отмечает эксперт: если какая-то крупная рублевая покупка откладывалась в течение долго времени, то январь – самое время, чтобы ее совершить.
«Сделать это лучше как можно скорее, пока цены еще не взлетели. В том, что это вскоре произойдет, не сомневается никто. С февраля потребителей ждут новые цены, как минимум на 15% выше старых», - утверждает эксперт.
О рубле и гостях из Китая
Падение курса рубля заставило модных ритейлеров подстраиваться под требования богатых покупателей. Так, многие из них стараются не повышать цены, чтобы сохранить спрос на свою продукцию.
«Когда у человека есть выбор: купить доллары по курсу выше 80 рублей или же купить брендовую вещь по более низкому курсу, он зачастую выбирает второй вариант», - отмечает Владимир Холязников.
Поспособствовал продажам и приток туристов в Москву. Столица стала привлекательна для гостей из Китая, которые едут в Россию из-за обесценившейся российской валюты. В пересчете на доллары товары, принадлежащие к люкс-сегменту, становятся в России дешевле, чем в Китае, поэтому вещи им выгоднее покупать здесь, чем дома.
Одежное импортозамещение
Между тем, повышенный спрос наблюдается не только на продукцию иностранных брендов. Отечественные дизайнеры готовы поконкурировать с иностранными в премиум-сегменте, отмечают эксперты. Фэшн-директор ЦУМа, вице-президент Mercury Russia Алла Вербер, говорит: во многом это связано с тем, что о дизайнерах из России, таких. Как Виктория Газинская, Александр Терехов и т.д. заговорили за пределами родины.
«Когда мы привозим товары из других стран, то это стоит поставка, отправка, таможня и все остальные расходы. То есть любая вещь, которая попадает сюда из Италии, из Америки, она где-то на 30-35% дороже. Если это производство здесь, в Москве, нет никакой доставки, то и цена отличается. Если, например, платье от русского дизайнера от Арутюнова дороже, чем платье D&G или Valentino, то, конечно, возникает вопрос у покупателя, хочу ли я потратить эту сумму денег на эту вещь. Или я лучше за эти деньги куплю другую вещь», - говорит Вебер.
Сейчас деньги считают абсолютно все, говорит Владимир Гридин, руководитель проекта Бюро стиля «Мужские решения», именно поэтому российские дизайнеры получили фору.
«Иностранные бренды становятся ощутимыми по цене даже для привычных к люксу потребителей. Их выбор становится прозрачным: либо ты тратишь почти половину состояния на новое платье, либо ты заказываешь за какие-то разумные деньги гардероб у русского дизайнера. При этом у тебя практически уровень высокой моды в обслуживании, потому что ты приходишь к дизайнеру, заказываешь у него одежду, приходишь на примерку, получаешь часто эксклюзивный дизайн или лимитированные предметы», - отмечает он.