«Значимость ребенка приобрела невиданные масштабы». В чем проблема нынешних семей с детьми
«Дети перестали быть маргинальными членами семьи. Теперь центр — они, а не самостоятельные родители. Итог: замученные матери, отцы с чувством вины и дети с непосильным грузом на плечах».
Жить и быть успешными нам мешают завышенные ожидания от себя и ребенка. Марина Мелия, психолог, председатель попечительского совета благотворительного фонда «Дом с маяком», автор книг «Главный секрет первого года жизни» и «Наши бедные богатые дети», профессор НИУ ВШЭ, рассказала Forbes о том, почему проблема воспитания в современном обществе сильно раздута. Главное — в материале DK.RU.
Про роль ребенка в современном обществе
— Значимость детей в жизни женщины приобрела какие-то невиданные масштабы. Раньше люди собирались компанией и разговаривали о театре, книгах, работе. Сейчас все скатывается к обсуждению того, в какую школу кого отдали и что ребенок умеет делать. Дети всегда существовали на периферии и были маргинальными членами семьи, где во главе стояли родители. Сейчас же все централизировалось вокруг детей. Родители соревнуются друг с другом: «Мой Петя играет на фортепьяно, он лучший на боксе и в шахматной секции». Родители соревнуются со своими мамами и папами: «Вот мы-то не такие, как они, мы-то их ошибок не совершим».
Эта тенденция опасна для детей, родителей и в первую очередь для женщин, потому что они начинают все свои силы, эмоции и таланты тратить на детей.
На детей перекладывают слишком много ответственности, и на их плечах лежит огромный груз. В результате интересная женщина превращается в загнанную, вечно спешащую, следящую за жестким графиком походов в кружки и на дополнительные занятия.
Про смартфоны и развитие мозга
— Деятельность ребенка на каждом этапе роста жестко регламентирована строгими законами нейробиологии, не надо идти против природы. Сейчас все пытаются скорее научить ребенка иностранному языку, читать. Маленький ребенок может скачать приложение, позвонить, родители очень этому радуются.
Читайте также: Михаил Лабковский: «Интенсивное родительство и гиперкомпенсация губят тысячи жизней»
Но ведь мы забываем про фундамент и в результате строим здание, которое может рухнуть в любой момент. В первую очередь необходимо развивать эмоциональность ребенка, потому что потом будет поздно. У ребенка не развивается социальный интеллект, мы буквально обкрадываем его. А потом возникают вопросы: откуда эпидемия аутизма, дефицит внимания, гиперактивность?
Про обилие кружков и тренировок
— Для развития креативности ребенка намного полезнее приехать на луг, валяться в траве и разглядывать облака. У ребенка должно быть время скучать, слоняться, о чем-то мечтать. Сегодня ребенок лишен свободной игры. Он не может взять палку и представить себя дирижером, потом Гарри Поттером, потом всадником на лошади, воином — то, что в свободной игре он может сделать за пять минут.
Парадокс заключается в том, что все хотят вырастить творческого человека, лидера, умеющего достигать поставленной цели и стоять на своем. Но получаются хорошие исполнители, которые не имеют своего мнения, а лишь послушно делают то, что скажут, будь то рисование, музыка или хоккей. Ведь у ребенка даже нет времени подумать, что ему действительно нравится. Родители с самого маленького возраста сажают свое чадо на короткий поводок.
Отдавая ребенка на 10 кружков одновременно, родители, по сути, им не занимаются, делегируя это педагогам. Дети пришли в этот мир для того, чтобы жить своей жизнью, а не чтобы воплощать мечты родителей.
Я за осознанное родительство. Не надо заниматься микроменеджментом. Надо давать ребенку возможность самому решать свои проблемы. Если он забыл форму на физкультуру или учебник, ничего страшного, значит, в следующий раз возьмет все необходимое. Не надо по вечерам проверять его рюкзак, но в то же время важно быть рядом, когда мы действительно нужны, когда у ребенка проблемы, которые ему не по плечу.
О синдроме «плохой мамы»
— Многие мамы сейчас испытывают три основных чувства — это любовь, страх и вина. Нужно просто постараться расставить приоритеты. Первый год требует максимального временного погружения в ребенка. Важно понимать, что мы делаем. Мы не просто меняем подгузники, кормим, терпим крик, а вкладываемся в развитие ребенка, закладываем фундамент на всю его жизнь. Это как в известной притче: не кирпичи таскаем, а строим храм.
До трех лет с ребенком, конечно, надо максимально много времени быть рядом. Нужно его обнимать, целовать, прижимать, разговаривать с ним.
Но бывают разные жизненные обстоятельства, и не всегда мама может посвятить все свое время малышу. Тогда няня или бабушка может быть этим человеком, только важно, чтобы это был один человек. Он должен выполнить роль главного взрослого, который защищает малыша, буквально «вылизывает и ухаживает», бросается на каждый его писк.