«Золото», — независимый аналитик Павел Рябов об актуальности вложений в драгметаллы
«Вы никогда не услышите рекомендаций в инвестиции в драгоценные металлы со стороны официальных лиц, потому что эти инвестиции (особенно в фазе ажиотажа) подрывают устойчивость финансовой системы».
В связи с обострившиеся ситуацией в Европе, актуальность драгоценных металлов вновь возрастает. Вообще, рассматривая длительные периоды времени (не год-два-три, а свыше 10 лет), инвестиции в золото и серебро всегда обгоняли инфляцию в любой стране мира в пересчете драгметаллов в национальную валюту.
При этом, опять же, исторически цены на золото, платину и серебро всегда растут. Экономический рост? Цены растут, т.к. увеличивается денежная масса и доступная ликвидность к распределению в инвестиции драгметаллов. Кризис, коллапс рынков, банкротства компаний и банков, нестабильность базовых, резервных валют? Цены на золото растут, как защитный актив. Дефляция? Вновь преимущественно в рост, как хэдж от неопределенности и спасение ликвидности в денежных и долговых рынках от обесценения (нулевых и отрицательных ставок). Инфляция? Также рост по понятным причинам.
Вы никогда не услышите рекомендаций в инвестиции в драгоценные металлы со стороны официальных лиц, потому что эти инвестиции (особенно в фазе ажиотажа) подрывают устойчивость финансовой системы, однако надо понимать, что данные инвестиции гарантируют сохранение покупательной способности денег вне зависимости от фазы экономического развития, социальных и политических циклов. Не обязательно прибыль, тем более значительная, но как минимум сохранение того, что человек имеет, естественно с учетом инфляции и изменения курсов валют.
Не имеет значение, что мы имеем или будем иметь: экономический рост или кризис, геополитическая стабильность или война, политическая предсказуемость или революция, - золото, платина и серебро сохранят активы в любой ситуации. Это аксиома. Подтверждено тысячелетней историей. Акции на компании приходят и уходят, рождаются и умирают целые страны, а стабильность валют никто никогда не сможет гарантировать.
Правительства во многих странах мира делают все возможное, чтобы нейтрализовать спрос на золото через грабительские спреды купли/продажи, через введение различных налогов, таможенных пошлин, через антипропаганду подобных инвестиций и наконец через бесчисленное количество преград для инвестиций (усложнение процедуры покупки и хранения).
Поэтому очередной небольшой обзор единственного актива (золото, платина, серебро), инвестиции в который имеют смысл. На примере золота.
Мир способен давать 4.3-4.4 тыс тонн золота в год из которых 3.2 тыс тонн – добываемое золото, а остальное вторичная переработка. Промышленность (ювелирка и на производственные нужды) потребляет 2.7-2.9 тыс тонн в год (около 2/3 от совокупного спроса).
В ювелирной промышленности, изделиях спрос генерируется в Китае, Индии и в странах Ближнего Востока на 72% от глобального спроса. Именно они задают тренды. Во всех остальных странах спрос в этой отрасли слабо меняется последние 5 лет.
Остальное – это разного рода инвестиции. В слитках и монетах еще около 1 тыс тонн. Во Франции, в Великобритании реализуется совершенно смехотворный объем золота в монетах и слитках за год. Здесь вновь лидеры Китай и Индия, которые вместе генерирует не менее 40% от мирового спроса на монеты и слитки. Среди европейских стран исторически наибольший спрос в Германии и Швейцарии.
Все центральные банки мира обеспечивают спрос на 550-600 тонн в год.
Что касается инвестиционных фондов и различных ETF. 3 последних года они продавали, самые мощные продажи были в 2013, когда избавились от почти 900 тонн!
Всего за 3 года резервы в золоте ETF и инвест.фонды сократились едва ли не в два раза от 2.8 тыс тонн в год до менее 1.5 тыс тонн в конце 2015. В первом квартале 2016 были первые чистые покупки за 3 года, а объем внушительный – почти 364 тонны, что компенсирует все продажи в 2014 и 2015. Такие мощные покупки в 1 квартале 2016 обеспечили дефицит золота на рынке в 150 тонн за квартал. Обычно в год балансирующий профицит около 150-200 тонн, но подчеркиваю – за год. Этот профицит обычно в виде нераспределенного, неучтенного золота и/или в запасах у производителей.
Всего за 1 квартал 2016 исчерпали весь годовой балансирующий профицит, а ресурсов для наращивания мощностей по добыче или переработке особых нет, т.к. многие рудники и компании закрылись в период низких цен, а открытие новых возможно лишь при ожидании роста цен с лагом в 9-16 месяцев от вывода добываемого золота на рынок.
Крупнейшие в мире ETF в золоте представлены в таблице.
15 наиболее крупных - это 90% от глобальных запасов.
Кстати, как можно обратит внимание динамика изменения запасов золота у ETF коррелирует с ценами на золото. Учитывая, что последние тенденции в Европе и Японии – это отрицательные ставки на денежном и долговом рынках, а вложения в акции становятся непривлекательными из-за чрезмерно высоких уровней и неопределенности с экономикой, то нет ничего удивительного в том, что предпочтения в драгметаллах снова начнут превалировать у крупнейших инвесторов.
При этом сами по себе инвестиции в золото (около 13 млрд долл за квартал со стороны ETF) абсолютно несопоставимы с объемом денежного и долгового (корпоративного и государственного) рынка (но без учета MBS и деривативов), который составляет свыше 170 трлн долл. Перераспределение всего лишь 0.1% (!) может разогнать золото в два раза от текущих уровней.
Динамика глобального спроса на золота с 2006 по 2015 года по категориям:
Около 2 тыс тонн в запасах у ETF не идут ни в какое сравнение с 32 тыс тонн в резервах у всех ЦБ мира.
За последние 3 года наибольшие покупки обеспечили: ЦБ Китая (744 тонны), ЦБ РФ (479 тонн), ЦБ Казахстана (105 тонн), ЦБ Турции (70 тонн).
Теперь у Китая не менее 1.8 тыс тонн, а у России около 1.46 тыс тонн.
Наибольшие официальные запасы золота у стран Еврозоны (10.8 тыс тонн) и у США (8.1 тыс тонн), хотя относительно США большие сомнения, что там хоть что то осталось )
Центральные банки, а именно ФРС, Банк Англии и ЕЦБ активно сдерживают рост цен на золото в сговоре с операторами торгов и первичными дилерами. Цель очевидная: ажиотаж на рынке драгметаллов может раскачать неустойчивую конструкцию современной фин.системы, поэтому удерживают всеми силами. Но естественные рыночные механизмы так или иначе будут выталкивать ликвидность в драгметы. Во-первых, точек приложения капитала становится меньше, ставки отрицательные, экономика неустойчивая. Во-вторых, возрастают геополитические и внутриполитические риски. Поэтому, как уже раньше говорил - нет альтернативы.
Индекс волатильности (рассчитанный мною) для золота и серебра на многолетнем минимуме, но заметно выше, чем в конце 2015 и в начале 2016.
Волатильность серебра в среднем за 2 последних года в 1.65 раза выше, чем по золоту. Сейчас 1.55, а средняя за 30 лет 2.08. Максимум был в конце 95 года, когда серебро шарашили относительно золота в 7.3 раза агрессивнее. Волатильность по серебру выше, чем у золота почти 98% времени.
Отношение золота к серебру сейчас составляет 72, исторически средняя за 30 лет - 66, средний показатель за 2 года - 74, а средний уровень с 2000 - 61.5. Минимумы в апреле 11 на уровне 31, когда серебро разгоняли сильнее золота.
В целом серебро примерно на 10-15% перепродано относительно золота. Потенциал роста по серебру сейчас значительно выше, чем по золоту, т.е. около 3.5 раз против 1.8 раза.
Орфография и пунктуация автора сохранены