Подписаться
Курс ЦБ на 26.11
103,79
108,87

Золотой резерв продовольственной розницы

Екатеринбург по уровню развития розничной торговли уже давно обгоняет и Москву, и Санкт-Петербург. Конкуренция усиливается и требует от профессионалов-ритейлеров совершенно нового подхода к управле

Екатеринбург по уровню развития розничной торговли уже давно обгоняет и Москву, и Санкт-Петербург. Конкуренция усиливается и требует от профессионалов-ритейлеров совершенно нового подхода к управлению своими сетями. Узнать, какие стратегии менеджмента сейчас наиболее ценны, стало возможно из рейтинга самых профессиональных управленцев продовольственной розницы Екатеринбурга.
Методика исследования
Рейтинг составлен на основе экспертного опроса. Опрос (анкетирование) проводила исследовательская компания «Фонд Социум» совместно с «Деловым кварталом» и НП «Альянс» в марте 2007 г.

Экспертами выступили первые лица одиннадцати сетей продовольственного ритейла г. Екатеринбурга («Купец», «Юнилэнд», «Звездный», «Магнум», «Чкаловский», «Семь ключей» и др.), топ-менеджеры и руководители 15 компаний — партнеров ритейлеров (поставщики продукции и оборудования, дистрибьюторы — «Омега опт», «Смак», ЕКМК, «Хороший вкус», Екатеринбургский хлебокомбинат, «Патра» и т. д.). Ритейлеры не имели права голосовать за себя.

Экспертам предлагалось оценить важные для управленца качества по пятибалльной шкале. Учитывались:

умение эффективно работать и увеличивать доходы фирмы;

способность результативно организовывать работу персонала компании и формировать вокруг себя команду;

репутация успешного менеджера в профессиональных кругах.

Место топ-менеджера в рейтинге определялось на основании суммы баллов, присвоенных за каждое качество.

Местные ритейлеры не без гордости упоминают и о самой высокой обеспеченности торговыми площадями на душу населения, и о передовых темпах роста продовольственного сегмента. По оценкам аналитиков компании «Тройка Диалог», в Уральском федеральном округе средний ежегодный рост продовольственной розницы в 2000-2005 гг. достигал 29% (к примеру, в целом по России — 24%, насыщенный рынок Москвы прирастал и того меньше — на 18%). Даже если сравнивать количество продовольственных магазинов с соседними, сопоставимыми по количеству населения городами, разница будет почти двукратная: в Екатеринбурге их около 900, в Челябинске — 500, а в Перми и вовсе менее 400.

Хотя у медали за первое место есть и обратная сторона — жесткая конкуренция, которую эксперты сравнивают со смертельной битвой. Смертельной потому, что в ней суждено выжить далеко не всем — кому-то придется уйти с рынка или продать бизнес. Бьются за лояльность покупателей не только 30 местных продовольственных сетей, но и недавно присоединившиеся к ним зарубежные операторы Metro Cash & Сarry, «Гроссмарт» и Auchan. «Закончилось время, когда продовольственный магазин сам по себе приносил деньги. Выход иностранных сетей сопровождается агрессивной ценовой политикой и более качественными коммуникациями с потребителями. Перераспределение покупательских потоков и соответствие новым планкам резко снижает рентабельность бизнеса участников рынка. Если собрать вместе ритейлеров и попросить их оценить доходность трехлетней давности с современной, то, как сказал бы классик, «громкий плач» раздастся над аудиторией», — уверен ВАЛЕРИЙ БУБНОВ, генеральный директор компании «Юнилэнд». Причем свободнее на рынке Екатеринбурга уже не станет — в 2007 г. к борьбе за покупательские потоки присоединится «Карусель», еще один Metro Cash & Carry, а также появятся новые гипермаркеты «Звездного», «Монетки», «Мегамарта» и др.

Работа 14 часов в сутки как залог успеха

Эксперты уверены, что сегодняшняя конъюнктура продовольственной розницы — это не столько конкуренция самих компаний, сколько соперничество профессионалов менеджмента за место под солнцем для своих бизнесов. Понимание, чьи головы сейчас управляют, приобретает стратегическую важность для всех участников продовольственного рынка и смежных отраслей. Как сказали авторы «Бизнеса в стиле фанк», «добиться успеха в мире бизнеса можно, лишь концент­рируясь на том, что думают люди, а не на том, что делают организации». Чтобы разобраться, кто из топ-менеджеров продовольственного ритейла оказывает решающее воздействие на тенденции и события этого динамичного рынка, «ДК» запустил проект «ТОП-11 самых профессиональных управленцев продовольственного ритейла Екатеринбурга».

По результатам исследования максимальное количество голосов и баллов набрал Валерий Бубнов, генеральный директор компании «Юнилэнд». И практически следом, с отставанием всего в один голос и в несколько баллов, — СВЕТЛАНА ЛЯСС, исполнительный директор сети «Звездный». Это самые упоминаемые и высоко оцениваемые персоны продовольственной розницы Екатеринбурга. Предлагая достаточно отличающиеся подходы к управлению, они заслужили одинаково высокое признание среди коллег. Причем если за г-на Бубнова голосовала большая часть оптовых компаний, то Светлана Лясс оказалась безусловным лидером с точки зрения ритейлеров.

Бизнес, уже около двенадцати лет находящийся под управлением Валерия Бубнова, представляет собой крупную вертикально интегрированную систему, включающую оптовое и розничное звено. Сам г-н Бубнов, по наблюдениям участников рынка, играет в этом отлаженном механизме роль стратега, на несколько шагов вперед просчитывающего развитие компании. Он не вовлечен в текущие мелочи и большую часть времени находится в командировках.

Формат сети «Звездный», в течение шести лет управляемой Светланой Лясс, как и сам подход к бизнесу, противоположен. Ставка сделана на сравнительно малое количество магазинов, за уровень сервиса в каждом из которых г-жа Лясс отвечает лично. Как подчеркивают участники рынка, ее запросто можно встретить и поздно вечером в своих магазинах, решающую текущие вопросы. «Домашний» формат таких розничных точек тиражировать практически невозможно, потому что он основан на личной вовлеченности г-жи Лясс в ежедневную работу по 14-15 часов. От «Звездного» в ТОП-11 попал также АЛЕКСАНДР РАЙСИХ, генеральный директор сети (5-е место). По мнению экспертов, г-ну Райсиху просто не хватило времени и стажа работы в этом бизнесе, чтобы оказаться в тройке лидеров: он сравнительно недавно пришел в ритейл, до этого смотрел на рынок с точки зрения поставщика. Оптовые компании и производители, кстати, определили его на 2-е место.

РОМАН ЗАБОЛОТНОВ, директор сети «Монетка», занявший третью строчку рейтинга, также сравнительно поздно попал в розничный бизнес — в 2001 г. (до этого занимался оптовой продажей продуктов питания в компании R-Modul). Тогда на рынке уже вовсю работали и «Кировский», и «Купец»: первые филиалы «Кировского» появились в 1994 г., дискаунтеры «Купца» — в конце 1998 г. Тем не менее г-н Заболотнов сумел вывести свою компанию в лидеры: в первой половине 2006 г. оборот «Монетки» был сопоставим с аналогичными показателями «Купца», что неизбежно вызывает уважение коллег по рынку. По мнению АЛЕКСЕЯ ПОДОЛЯКО, исполнительного директора НП «Альянс», ключевым фактором успеха стала правильно выбранная г-ном Заболотновым стратегия: «Они изначально решили стать дискаунтерами с максимально возможным количеством розничных точек и не отступали от этого формата ни на шаг все эти годы».

Четвертым в рейтинге управленцев стал ИГОРЬ КОВПАК, президент сети супермаркетов «Кировский». Тот факт, что владелец одной из крупнейших (среднемесячный оборот — 718 млн руб., т. е., по данным ТОП-листа «ДК», самый высокий показатель на этом рынке) и старейших сетей Екатеринбурга, не вошел в тройку лидеров, представители розницы в кулуарных беседах объясняли единогласно: «Решение отдать или не отдать голос определяется не только профессиональными качествами, но порой еще и личными отношениями внутри рынка». Другой представитель компании — вице-президент НАТАЛЬЯ ИВАНОВА, занявшая 9-е место в рейтинге, по мнению коллег, также вносит большой и не менее профессиональный вклад в развитие сети, но из-за своей непубличности о ней мало кому известно. Поэтому в сумме баллов г-жи Ивановой три четверти — оценки поставщиков.

На 8-м месте — МАРИНА ЛАЧИХИНА, гендиректор «Елисея», также редко появляющаяся в СМИ, но проработавшая в сфере торговли много лет и внесшая существенный вклад в развитие своей сети. «Начав с одного магазина «Елисей», мы создали сеть и довели количество точек до шести», — рассказала г-жа Лачихина.

Удивительным для ряда экспертов стало появление в рейтинге иностранного топ-менеджера — ФИЛИППА ­ЛАНДРОНА, управляющего «Ашана» (6-е место). По мнению Алексея Подоляко, эта позиция в рейтинге, вероятно, стала авансом пока еще малоизвестному управленцу: «В Европе российский региональный рынок считается одним из самых тяжелых, и слабых и средних сюда посылать не станут». До этого Филипп Ландрон возглавлял московский «Ашан», а еще ранее — польский. Отсутствие в рейтинге управленцев другого иностранного оператора — Metro Сash & Сarry — г-н Подоляко назвал предсказуемым: в этой компании все управление осуществляется сверху, причем настолько централизованно, что топ-менеджеры на местах практически не имеют возможности проявлять инициативу в управляемом ими бизнесе.

Вообще, в рейтинге оказалось много управленцев, находящихся в этой роли сравнительно недавно. На 7-м месте — ­НАТАЛЬЯ НЕВОСТРУЕВА, она стала гендиректором сети «Магнум» в 2005 г., до этого была менеджером по маркетингу и рекламе одного из алкомаркетов сети.

Представителям сети «Купец», считает Алексей Подоляко, просто не хватило стажа в топовых должностях, чтобы успеть проявить себя перед коллегами по рынку. ОЛЕГ СОТНИКОВ, гендиректор «Купца» (занял 10-е место), работает на этом посту чуть больше года, а до этого 13 лет был техническим директором компании. ­ИННА ЭРНСТ, коммерческий директор «Купца» (11-е место), в должности четыре месяца. До этого г-жа Эрнст открывала все магазины, арендованные у сети «Атлант» (в том числе центр на Родонитовой, 4), практически с нуля запустила «Купец» на Технической, 37. Как считают эксперты, бывшему руководству «Купца» — гендиректору ОЛЕГУ ­ХАБИБУЛЛИНУ и коммерческому директору ОЛЕГУ ­ХОЛМАНСКИХ — было бы гарантировано высокое место в рейтинге, но г-н Хабибуллин отошел от управления, став заместителем председателя комиссии по бюджету городской думы, а г-н Холманских недавно занял пост коммерческого директора в компании «Китай-город». Г-н Подоляко уверен: новые топ-менеджеры себя еще зарекомендуют: «Например, у г-жи Эрнст менее жесткий и категоричный подход к работе с поставщиками, что со временем обязательно будет оценено по достоинству».

Мнения оптовиков и ритейлеров разошлись

Каждого топ-менеджера выбирали по трем критериям: финансовой результативности, управленческой компетентности и репутации в профессиональных кругах. Производителям и оптовикам было проще оценить профессиональные качества самого руководителя. Как сказала ЕЛЕНА СТИХИНА, зам. генерального директора по маркетингу и рекламе комбината «Хороший вкус», главные профессиональные качества топ-менеджера для поставщиков — быстрота заключения договоров, понятность и прозрачность принципов сотрудничества. И если по­смотреть рейтинг исключительно с точки зрения производителей и оптовых компаний, то расстановка сил совершенно иная, чем в общем зачете. Представители оптовых компаний оценили Александра Райсиха и Наталью Иванову существенно выше. А Светлана Лясс и Инна Эрнст «потеряли» несколько строчек. Зато в ТОП-11 добавились Елена Сурина, управляющая гипермаркетом «Гроссмарт», Лев ­Ковпак, вице-президент сети «Кировский», и ­Павел Алянич, генеральный директор компании «А-Продукт».

Ритейлерам отделить профессионализм конкретного человека от управляемого им бизнеса оказалось проблематично. Большинство голосующих судили об управленческих качествах исходя из уровня развития компании, так как совокупный размер площади сети и ее оборота, с точки зрения экспертов, подтверждает управленческую и финансовую компетентность топ-менеджера. «Для меня важно, как развивается бизнес, какие у него размеры», — рассказал Александр Райсих. «Я не знакома лично со всеми управленцами, за которых голосовала, оценку я давала исключительно по работе розничных точек, которыми они руководят. Если я вижу, что у них все в порядке с ассортиментом, ценами и сервисом, значит, и уровень управляемости высокий», — поясняет Наталья Невост­руева. В результате в этом подрейтинге с большим отрывом победила Светлана Лясс. Инна Эрнст и Олег Сотников заняли 5-е и 6-е место соответственно (поднялись на пять строчек выше).

Как пояснили специалисты, профессионализм менеджера связан с размерами сети и результатами деятельности практически напрямую. Поскольку подходящих для розничной торговли объектов в Екатеринбурге уже настолько мало, что все они известны ритейлерам наперечет, а уровень насыщения такой, что точки крупных сетей подчас стоят на расстоянии 200 м друг от друга, профессиональной задачей управленцев становится поиск свободных мест в регионах, и это приходится делать быстро, пока не опередили конкуренты. «Вообще, каждый новый магазин — это риск для управленца, требующий внимательных расчетов и профессиональной интуиции. Мы открыли «Магнум» в Тагиле, пока в наши планы входит Челябинск», — рассказывает г-жа Невоструева. Но топ-менеджеры уже интересуются и поселениями с численностью менее 50 тыс. человек (западные фирмы пока рассматривают для экспансии города с населением от 500 тыс. человек). «Последний магазин мы запустили в Сысерти, где всего 23 тыс. жителей. Понятно, что количество чеков там не достигнет и тысячи в день, что очень плохо и мало, но если не открыться здесь сейчас, завтра это сделает кто то другой», — объясняет Валерий Бубнов. К финансовым проблемам добавляются рост цен на недвижимость и окончательное «обеление» зарплат: если выплачивать все зарплаты «открыто», затраты могут составить до 10-15% оборота фирмы. Учитывая, что сохранять запланированную рентабельность приходится при сравнительно низкой наценке на товары (17-18%), вполне понятно, почему верхние строчки общего рейтинга заняли представители достаточно крупных сетей («Юнилэнд», «Монетка», «Магнум») и по два управленца от «Купца», «Кировского» и «Звездного». И список менеджеров, которые, по мнению коллег, наилучшим образом справляются с финансовыми трудностями (первый критерий), стал тем же, что и в «общем зачете».

Если условно выделить в работе топ-менеджера управление персоналом, то и здесь задачи немаленькие. Второй критерий — управленческая компетентность — важен тем, что выросшие бизнесы вместе с изменившейся экономической ситуацией требуют уже принципиально нового уровня управляемости. Как ранее отмечал Игорь Ковпак, «управляемость падает, просто голова кругом идет. Я не верю тем, кто говорит, что сетями можно запросто руководить из Москвы. Слишком велика роль человеческого фактора — исполнители могут свести на нет все твои замыслы». Поэтому умение управлять персоналом и создавать команду — одна из самых перспективных тем для рассуждения на этом рынке. По второму и третьему критериям (компетентность и репутация в профессиональных кругах) рейтинг управленцев также совпал с итогом общей оценки, за исключением поменявшихся местами Инны Эрнст и Олега Сотникова.

 

Валерий Бубнов
генеральный директор «Юнилэнд-Центры Торговли — Екатеринбург».
Родился 23 октября 1969 г. в г. Свердловске.
Образование: УрГУ, специальность — «политическая экономия».
Карьера: 1992-1994 гг. — работа в комитете по делам молодежи администрации Свердловской области, ведущий специалист группы экономики; 1994 г. — директор «Юнилэнд-Екатеринбург»; на данный момент — генеральный директор ЗАО «Юнилэнд-Центры Торговли — Екатеринбург».

Светлана Лясс
исполнительный директор сети «Звездный».
Родилась 14 октября 1954 г. в г. Серове.
Образование: СИНХ, специальность — «экономика торговли».
Карьера: 1976-1980 гг. — работа в город­ском управлении торговли; 1980-2000 гг. — райпищеторг Ленинского района, сначала — начальник отдела, затем — директор магазина; 2000 г. — директор универсама «Звездный»; на данный момент — исполнительный директор сети «Звездный».

Роман Заболотнов
генеральный директор сети «Монетка».
Родился 16 августа 1971 г. в г. Свердловске.
Образование: УПИ, физико-технический факультет.
Карьера: 1993 г. — совладелец оптовой компании R-Modul (продукты питания); 1997 г. — работа в первом открытом супермаркете, который вскоре был закрыт; 2001 г. — «вторая попытка» работы с розницей — возглавил созданную сеть «Монетка».

Игорь Ковпак
президент сети супермаркетов «Кировский».
Родился 19 октября 1953 г. в г. Первоуральске.
Образование: СИНХ, планово-экономический факультет, специальность — «экономика торговли».
Карьера: 1973-1978 гг. — Первоуральский новотрубный завод, слесарь; 1978-1982 гг. — работа в Первоуральском горпромторге; 1982-1987 гг. — директор Свердловского спецавтоцентра ВАЗ; с 1987 г. — президент ЗАО «Супермаркет «Кировский».

Александр Райсих
генеральный директор сети «Звездный».
Родился 15 марта 1963 г. в г. Копейске Челябинской области.
Образование: ЧПИ, специальность — «колесные и гусеничные машины»; УрГУ, экономфак, специальность — «финансы и кредит».
Карьера: 1986-1991 гг. — ПО «Уралтрансмаш», мастер, зам. начальника цеха; 1991-2002 гг. — предприниматель в сфере FMCG; 2002-2004 гг. — ЕКМК, ­­зам. гендиректора по маркетингу и торговле; с 2004 г. — гендиректор ТС «Звездный».

Филипп Ландрон
директор гипермаркета «Ашан-Екатеринбург».
Родился 22 февраля 1961 г. во Франции.
Карьера: 1998-2006 гг. — работа в компании «Ашан» (Польша), «Ашан-Марьино» (Москва), менеджер, руководитель направления, директор; с 2006 г. — директор «Ашан-Екатеринбург».

Наталья Невоструева
генеральный директор сети алкомаркетов «Магнум».
Родилась 21 января 1975 г. в г. Ленинске.
Образование: УрГУ, математико-механический факультет; ИПК УПИ, специальность — «менеджмент организации».
Карьера: 1996 г. — холдинг «Омега групп», секретарь-референт, офис-менеджер; 2002 г. — менеджер по маркетингу и рекламе алкомаркета «Магнум»; с 2005 г. — директор сети алкомаркетов «Магнум».

Марина Лачихина
генеральный директор сети «Елисей».
Родилась 26 июня 1957 г. в г. Свердловске.
Образование: СИНХ, сейчас получает МВА в УСИБе.
Карьера: 1979 г. — товаровед универсама № 14; 1987 г. — начальник отдела организации торговли Ленинского райпищеторга; 1989 г. — замдиректора по коммерции универсама № 10 Ленинского райпищеторга; с 2000 г. — гендиректор ООО «Елисей».

Наталья Иванова
вице-президент сети супермаркетов «Кировский».
Родилась 13 октября 1976 г. в г. Соликамске Пермской области.
Образование: УГЛТУ, специальность — «менеджмент».
Карьера: 1995 г. — работа в сети супермаркетов «Кировский», начинала с должности продавца; с 2002 г. — вице-президент сети супермаркетов «Кировский» по продовольственным товарам.

Олег Сотников
генеральный директор объединения «Купец».
Родился 26 июня 1967 г. в г. Свердловске.
Образование: УПИ, физико-технический факультет.
Карьера: с 1993 г. — технический директор Свердловской продовольственной компании (в 1998 г. была преобразована в торговую сеть «Купец»); с 1 января 2006 г. — генеральный директор объединения «Купец».

Инна Эрнст
коммерческий директор объединения «Купец».
Родилась 15 августа 1970 г. в г. Кургане.
Образование: СИНХ, специальность — «товаровед высшей квалификации».
Карьера: 1991 г. — товаровед на обувном предприятии, затем на этой же должности — в торговом центре «Мария»; 2005 г. — директор департамента развития объединения «Купец»; с декабря 2006 г. — директор коммерческого департамента объединения «Купец».
 
 
 
Самое читаемое
  • Солнечный Баку. И даже когда дождливый — все равно солнечный!Солнечный Баку. И даже когда дождливый — все равно солнечный!
  • Могут ли власти заморозить вклады россиян? — Евгений КоганМогут ли власти заморозить вклады россиян? — Евгений Коган
  • В центре Екатеринбурга построят 30-этажный отель. Это проект бизнес-партнера ДацюкаВ центре Екатеринбурга построят 30-этажный отель. Это проект бизнес-партнера Дацюка
  • «На Урале не кидают, не принято. И среда для предпринимательства здесь благоприятная»«На Урале не кидают, не принято. И среда для предпринимательства здесь благоприятная»
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.