Золотой резерв продовольственной розницы
Екатеринбург по уровню развития розничной торговли уже давно обгоняет и Москву, и Санкт-Петербург. Конкуренция усиливается и требует от профессионалов-ритейлеров совершенно нового подхода к управле
Рейтинг составлен на основе экспертного опроса. Опрос (анкетирование) проводила исследовательская компания «Фонд Социум» совместно с «Деловым кварталом» и НП «Альянс» в марте 2007 г.
Экспертами выступили первые лица одиннадцати сетей продовольственного ритейла г. Екатеринбурга («Купец», «Юнилэнд», «Звездный», «Магнум», «Чкаловский», «Семь ключей» и др.), топ-менеджеры и руководители 15 компаний — партнеров ритейлеров (поставщики продукции и оборудования, дистрибьюторы — «Омега опт», «Смак», ЕКМК, «Хороший вкус», Екатеринбургский хлебокомбинат, «Патра» и т. д.). Ритейлеры не имели права голосовать за себя.
Экспертам предлагалось оценить важные для управленца качества по пятибалльной шкале. Учитывались:
умение эффективно работать и увеличивать доходы фирмы;
способность результативно организовывать работу персонала компании и формировать вокруг себя команду;
репутация успешного менеджера в профессиональных кругах.
Место топ-менеджера в рейтинге определялось на основании суммы баллов, присвоенных за каждое качество.
Местные ритейлеры не без гордости упоминают и о самой высокой обеспеченности торговыми площадями на душу населения, и о передовых темпах роста продовольственного сегмента. По оценкам аналитиков компании «Тройка Диалог», в Уральском федеральном округе средний ежегодный рост продовольственной розницы в 2000-2005 гг. достигал 29% (к примеру, в целом по России — 24%, насыщенный рынок Москвы прирастал и того меньше — на 18%). Даже если сравнивать количество продовольственных магазинов с соседними, сопоставимыми по количеству населения городами, разница будет почти двукратная: в Екатеринбурге их около 900, в Челябинске — 500, а в Перми и вовсе менее 400.
Хотя у медали за первое место есть и обратная сторона — жесткая конкуренция, которую эксперты сравнивают со смертельной битвой. Смертельной потому, что в ней суждено выжить далеко не всем — кому-то придется уйти с рынка или продать бизнес. Бьются за лояльность покупателей не только 30 местных продовольственных сетей, но и недавно присоединившиеся к ним зарубежные операторы Metro Cash & Сarry, «Гроссмарт» и Auchan. «Закончилось время, когда продовольственный магазин сам по себе приносил деньги. Выход иностранных сетей сопровождается агрессивной ценовой политикой и более качественными коммуникациями с потребителями. Перераспределение покупательских потоков и соответствие новым планкам резко снижает рентабельность бизнеса участников рынка. Если собрать вместе ритейлеров и попросить их оценить доходность трехлетней давности с современной, то, как сказал бы классик, «громкий плач» раздастся над аудиторией», — уверен ВАЛЕРИЙ БУБНОВ, генеральный директор компании «Юнилэнд». Причем свободнее на рынке Екатеринбурга уже не станет — в 2007 г. к борьбе за покупательские потоки присоединится «Карусель», еще один Metro Cash & Carry, а также появятся новые гипермаркеты «Звездного», «Монетки», «Мегамарта» и др.
Эксперты уверены, что сегодняшняя конъюнктура продовольственной розницы — это не столько конкуренция самих компаний, сколько соперничество профессионалов менеджмента за место под солнцем для своих бизнесов. Понимание, чьи головы сейчас управляют, приобретает стратегическую важность для всех участников продовольственного рынка и смежных отраслей. Как сказали авторы «Бизнеса в стиле фанк», «добиться успеха в мире бизнеса можно, лишь концентрируясь на том, что думают люди, а не на том, что делают организации». Чтобы разобраться, кто из топ-менеджеров продовольственного ритейла оказывает решающее воздействие на тенденции и события этого динамичного рынка, «ДК» запустил проект «ТОП-11 самых профессиональных управленцев продовольственного ритейла Екатеринбурга».
По результатам исследования максимальное количество голосов и баллов набрал Валерий Бубнов, генеральный директор компании «Юнилэнд». И практически следом, с отставанием всего в один голос и в несколько баллов, — СВЕТЛАНА ЛЯСС, исполнительный директор сети «Звездный». Это самые упоминаемые и высоко оцениваемые персоны продовольственной розницы Екатеринбурга. Предлагая достаточно отличающиеся подходы к управлению, они заслужили одинаково высокое признание среди коллег. Причем если за г-на Бубнова голосовала большая часть оптовых компаний, то Светлана Лясс оказалась безусловным лидером с точки зрения ритейлеров.
Бизнес, уже около двенадцати лет находящийся под управлением Валерия Бубнова, представляет собой крупную вертикально интегрированную систему, включающую оптовое и розничное звено. Сам г-н Бубнов, по наблюдениям участников рынка, играет в этом отлаженном механизме роль стратега, на несколько шагов вперед просчитывающего развитие компании. Он не вовлечен в текущие мелочи и большую часть времени находится в командировках.
Формат сети «Звездный», в течение шести лет управляемой Светланой Лясс, как и сам подход к бизнесу, противоположен. Ставка сделана на сравнительно малое количество магазинов, за уровень сервиса в каждом из которых г-жа Лясс отвечает лично. Как подчеркивают участники рынка, ее запросто можно встретить и поздно вечером в своих магазинах, решающую текущие вопросы. «Домашний» формат таких розничных точек тиражировать практически невозможно, потому что он основан на личной вовлеченности г-жи Лясс в ежедневную работу по 14-15 часов. От «Звездного» в ТОП-11 попал также АЛЕКСАНДР РАЙСИХ, генеральный директор сети (5-е место). По мнению экспертов, г-ну Райсиху просто не хватило времени и стажа работы в этом бизнесе, чтобы оказаться в тройке лидеров: он сравнительно недавно пришел в ритейл, до этого смотрел на рынок с точки зрения поставщика. Оптовые компании и производители, кстати, определили его на 2-е место.
РОМАН ЗАБОЛОТНОВ, директор сети «Монетка», занявший третью строчку рейтинга, также сравнительно поздно попал в розничный бизнес — в 2001 г. (до этого занимался оптовой продажей продуктов питания в компании R-Modul). Тогда на рынке уже вовсю работали и «Кировский», и «Купец»: первые филиалы «Кировского» появились в 1994 г., дискаунтеры «Купца» — в конце 1998 г. Тем не менее г-н Заболотнов сумел вывести свою компанию в лидеры: в первой половине 2006 г. оборот «Монетки» был сопоставим с аналогичными показателями «Купца», что неизбежно вызывает уважение коллег по рынку. По мнению АЛЕКСЕЯ ПОДОЛЯКО, исполнительного директора НП «Альянс», ключевым фактором успеха стала правильно выбранная г-ном Заболотновым стратегия: «Они изначально решили стать дискаунтерами с максимально возможным количеством розничных точек и не отступали от этого формата ни на шаг все эти годы».
Четвертым в рейтинге управленцев стал ИГОРЬ КОВПАК, президент сети супермаркетов «Кировский». Тот факт, что владелец одной из крупнейших (среднемесячный оборот — 718 млн руб., т. е., по данным ТОП-листа «ДК», самый высокий показатель на этом рынке) и старейших сетей Екатеринбурга, не вошел в тройку лидеров, представители розницы в кулуарных беседах объясняли единогласно: «Решение отдать или не отдать голос определяется не только профессиональными качествами, но порой еще и личными отношениями внутри рынка». Другой представитель компании — вице-президент НАТАЛЬЯ ИВАНОВА, занявшая 9-е место в рейтинге, по мнению коллег, также вносит большой и не менее профессиональный вклад в развитие сети, но из-за своей непубличности о ней мало кому известно. Поэтому в сумме баллов г-жи Ивановой три четверти — оценки поставщиков.
На 8-м месте — МАРИНА ЛАЧИХИНА, гендиректор «Елисея», также редко появляющаяся в СМИ, но проработавшая в сфере торговли много лет и внесшая существенный вклад в развитие своей сети. «Начав с одного магазина «Елисей», мы создали сеть и довели количество точек до шести», — рассказала г-жа Лачихина.
Удивительным для ряда экспертов стало появление в рейтинге иностранного топ-менеджера — ФИЛИППА ЛАНДРОНА, управляющего «Ашана» (6-е место). По мнению Алексея Подоляко, эта позиция в рейтинге, вероятно, стала авансом пока еще малоизвестному управленцу: «В Европе российский региональный рынок считается одним из самых тяжелых, и слабых и средних сюда посылать не станут». До этого Филипп Ландрон возглавлял московский «Ашан», а еще ранее — польский. Отсутствие в рейтинге управленцев другого иностранного оператора — Metro Сash & Сarry — г-н Подоляко назвал предсказуемым: в этой компании все управление осуществляется сверху, причем настолько централизованно, что топ-менеджеры на местах практически не имеют возможности проявлять инициативу в управляемом ими бизнесе.
Вообще, в рейтинге оказалось много управленцев, находящихся в этой роли сравнительно недавно. На 7-м месте — НАТАЛЬЯ НЕВОСТРУЕВА, она стала гендиректором сети «Магнум» в 2005 г., до этого была менеджером по маркетингу и рекламе одного из алкомаркетов сети.
Представителям сети «Купец», считает Алексей Подоляко, просто не хватило стажа в топовых должностях, чтобы успеть проявить себя перед коллегами по рынку. ОЛЕГ СОТНИКОВ, гендиректор «Купца» (занял 10-е место), работает на этом посту чуть больше года, а до этого 13 лет был техническим директором компании. ИННА ЭРНСТ, коммерческий директор «Купца» (11-е место), в должности четыре месяца. До этого г-жа Эрнст открывала все магазины, арендованные у сети «Атлант» (в том числе центр на Родонитовой, 4), практически с нуля запустила «Купец» на Технической, 37. Как считают эксперты, бывшему руководству «Купца» — гендиректору ОЛЕГУ ХАБИБУЛЛИНУ и коммерческому директору ОЛЕГУ ХОЛМАНСКИХ — было бы гарантировано высокое место в рейтинге, но г-н Хабибуллин отошел от управления, став заместителем председателя комиссии по бюджету городской думы, а г-н Холманских недавно занял пост коммерческого директора в компании «Китай-город». Г-н Подоляко уверен: новые топ-менеджеры себя еще зарекомендуют: «Например, у г-жи Эрнст менее жесткий и категоричный подход к работе с поставщиками, что со временем обязательно будет оценено по достоинству».
Каждого топ-менеджера выбирали по трем критериям: финансовой результативности, управленческой компетентности и репутации в профессиональных кругах. Производителям и оптовикам было проще оценить профессиональные качества самого руководителя. Как сказала ЕЛЕНА СТИХИНА, зам. генерального директора по маркетингу и рекламе комбината «Хороший вкус», главные профессиональные качества топ-менеджера для поставщиков — быстрота заключения договоров, понятность и прозрачность принципов сотрудничества. И если посмотреть рейтинг исключительно с точки зрения производителей и оптовых компаний, то расстановка сил совершенно иная, чем в общем зачете. Представители оптовых компаний оценили Александра Райсиха и Наталью Иванову существенно выше. А Светлана Лясс и Инна Эрнст «потеряли» несколько строчек. Зато в ТОП-11 добавились Елена Сурина, управляющая гипермаркетом «Гроссмарт», Лев Ковпак, вице-президент сети «Кировский», и Павел Алянич, генеральный директор компании «А-Продукт».
Ритейлерам отделить профессионализм конкретного человека от управляемого им бизнеса оказалось проблематично. Большинство голосующих судили об управленческих качествах исходя из уровня развития компании, так как совокупный размер площади сети и ее оборота, с точки зрения экспертов, подтверждает управленческую и финансовую компетентность топ-менеджера. «Для меня важно, как развивается бизнес, какие у него размеры», — рассказал Александр Райсих. «Я не знакома лично со всеми управленцами, за которых голосовала, оценку я давала исключительно по работе розничных точек, которыми они руководят. Если я вижу, что у них все в порядке с ассортиментом, ценами и сервисом, значит, и уровень управляемости высокий», — поясняет Наталья Невоструева. В результате в этом подрейтинге с большим отрывом победила Светлана Лясс. Инна Эрнст и Олег Сотников заняли 5-е и 6-е место соответственно (поднялись на пять строчек выше).
Как пояснили специалисты, профессионализм менеджера связан с размерами сети и результатами деятельности практически напрямую. Поскольку подходящих для розничной торговли объектов в Екатеринбурге уже настолько мало, что все они известны ритейлерам наперечет, а уровень насыщения такой, что точки крупных сетей подчас стоят на расстоянии 200 м друг от друга, профессиональной задачей управленцев становится поиск свободных мест в регионах, и это приходится делать быстро, пока не опередили конкуренты. «Вообще, каждый новый магазин — это риск для управленца, требующий внимательных расчетов и профессиональной интуиции. Мы открыли «Магнум» в Тагиле, пока в наши планы входит Челябинск», — рассказывает г-жа Невоструева. Но топ-менеджеры уже интересуются и поселениями с численностью менее 50 тыс. человек (западные фирмы пока рассматривают для экспансии города с населением от 500 тыс. человек). «Последний магазин мы запустили в Сысерти, где всего 23 тыс. жителей. Понятно, что количество чеков там не достигнет и тысячи в день, что очень плохо и мало, но если не открыться здесь сейчас, завтра это сделает кто то другой», — объясняет Валерий Бубнов. К финансовым проблемам добавляются рост цен на недвижимость и окончательное «обеление» зарплат: если выплачивать все зарплаты «открыто», затраты могут составить до 10-15% оборота фирмы. Учитывая, что сохранять запланированную рентабельность приходится при сравнительно низкой наценке на товары (17-18%), вполне понятно, почему верхние строчки общего рейтинга заняли представители достаточно крупных сетей («Юнилэнд», «Монетка», «Магнум») и по два управленца от «Купца», «Кировского» и «Звездного». И список менеджеров, которые, по мнению коллег, наилучшим образом справляются с финансовыми трудностями (первый критерий), стал тем же, что и в «общем зачете».
Если условно выделить в работе топ-менеджера управление персоналом, то и здесь задачи немаленькие. Второй критерий — управленческая компетентность — важен тем, что выросшие бизнесы вместе с изменившейся экономической ситуацией требуют уже принципиально нового уровня управляемости. Как ранее отмечал Игорь Ковпак, «управляемость падает, просто голова кругом идет. Я не верю тем, кто говорит, что сетями можно запросто руководить из Москвы. Слишком велика роль человеческого фактора — исполнители могут свести на нет все твои замыслы». Поэтому умение управлять персоналом и создавать команду — одна из самых перспективных тем для рассуждения на этом рынке. По второму и третьему критериям (компетентность и репутация в профессиональных кругах) рейтинг управленцев также совпал с итогом общей оценки, за исключением поменявшихся местами Инны Эрнст и Олега Сотникова.
Валерий Бубнов
генеральный директор «Юнилэнд-Центры Торговли — Екатеринбург».
Родился 23 октября 1969 г. в г. Свердловске.
Образование: УрГУ, специальность — «политическая экономия».
Карьера: 1992-1994 гг. — работа в комитете по делам молодежи администрации Свердловской области, ведущий специалист группы экономики; 1994 г. — директор «Юнилэнд-Екатеринбург»; на данный момент — генеральный директор ЗАО «Юнилэнд-Центры Торговли — Екатеринбург».
Светлана Лясс
исполнительный директор сети «Звездный».
Родилась 14 октября 1954 г. в г. Серове.
Образование: СИНХ, специальность — «экономика торговли».
Карьера: 1976-1980 гг. — работа в городском управлении торговли; 1980-2000 гг. — райпищеторг Ленинского района, сначала — начальник отдела, затем — директор магазина; 2000 г. — директор универсама «Звездный»; на данный момент — исполнительный директор сети «Звездный».
Роман Заболотнов
генеральный директор сети «Монетка».
Родился 16 августа 1971 г. в г. Свердловске.
Образование: УПИ, физико-технический факультет.
Карьера: 1993 г. — совладелец оптовой компании R-Modul (продукты питания); 1997 г. — работа в первом открытом супермаркете, который вскоре был закрыт; 2001 г. — «вторая попытка» работы с розницей — возглавил созданную сеть «Монетка».
Игорь Ковпак
президент сети супермаркетов «Кировский».
Родился 19 октября 1953 г. в г. Первоуральске.
Образование: СИНХ, планово-экономический факультет, специальность — «экономика торговли».
Карьера: 1973-1978 гг. — Первоуральский новотрубный завод, слесарь; 1978-1982 гг. — работа в Первоуральском горпромторге; 1982-1987 гг. — директор Свердловского спецавтоцентра ВАЗ; с 1987 г. — президент ЗАО «Супермаркет «Кировский».
Александр Райсих
генеральный директор сети «Звездный».
Родился 15 марта 1963 г. в г. Копейске Челябинской области.
Образование: ЧПИ, специальность — «колесные и гусеничные машины»; УрГУ, экономфак, специальность — «финансы и кредит».
Карьера: 1986-1991 гг. — ПО «Уралтрансмаш», мастер, зам. начальника цеха; 1991-2002 гг. — предприниматель в сфере FMCG; 2002-2004 гг. — ЕКМК, зам. гендиректора по маркетингу и торговле; с 2004 г. — гендиректор ТС «Звездный».
Филипп Ландрон
директор гипермаркета «Ашан-Екатеринбург».
Родился 22 февраля 1961 г. во Франции.
Карьера: 1998-2006 гг. — работа в компании «Ашан» (Польша), «Ашан-Марьино» (Москва), менеджер, руководитель направления, директор; с 2006 г. — директор «Ашан-Екатеринбург».
Наталья Невоструева
генеральный директор сети алкомаркетов «Магнум».
Родилась 21 января 1975 г. в г. Ленинске.
Образование: УрГУ, математико-механический факультет; ИПК УПИ, специальность — «менеджмент организации».
Карьера: 1996 г. — холдинг «Омега групп», секретарь-референт, офис-менеджер; 2002 г. — менеджер по маркетингу и рекламе алкомаркета «Магнум»; с 2005 г. — директор сети алкомаркетов «Магнум».
Марина Лачихина
генеральный директор сети «Елисей».
Родилась 26 июня 1957 г. в г. Свердловске.
Образование: СИНХ, сейчас получает МВА в УСИБе.
Карьера: 1979 г. — товаровед универсама № 14; 1987 г. — начальник отдела организации торговли Ленинского райпищеторга; 1989 г. — замдиректора по коммерции универсама № 10 Ленинского райпищеторга; с 2000 г. — гендиректор ООО «Елисей».
Наталья Иванова
вице-президент сети супермаркетов «Кировский».
Родилась 13 октября 1976 г. в г. Соликамске Пермской области.
Образование: УГЛТУ, специальность — «менеджмент».
Карьера: 1995 г. — работа в сети супермаркетов «Кировский», начинала с должности продавца; с 2002 г. — вице-президент сети супермаркетов «Кировский» по продовольственным товарам.
Олег Сотников
генеральный директор объединения «Купец».
Родился 26 июня 1967 г. в г. Свердловске.
Образование: УПИ, физико-технический факультет.
Карьера: с 1993 г. — технический директор Свердловской продовольственной компании (в 1998 г. была преобразована в торговую сеть «Купец»); с 1 января 2006 г. — генеральный директор объединения «Купец».
коммерческий директор объединения «Купец».
Родилась 15 августа 1970 г. в г. Кургане.
Образование: СИНХ, специальность — «товаровед высшей квалификации».
Карьера: 1991 г. — товаровед на обувном предприятии, затем на этой же должности — в торговом центре «Мария»; 2005 г. — директор департамента развития объединения «Купец»; с декабря 2006 г. — директор коммерческого департамента объединения «Купец».