"Звездное" возвращение
авод «Звезда» получил скандальную известность после конфликта собственников. Депутат областной думы Сергей Капчук, владевший 37% акций завода, весной 2002 г. обвинил акционеров в связях с ОПС «Урал
авод «Звезда» получил скандальную известность после конфликта собственников. Депутат областной думы Сергей Капчук, владевший 37% акций завода, весной 2002 г. обвинил акционеров в связях с ОПС «Уралмаш» и уводе активов. Из-за банкротства весной 2004 г. производство остановили. Генеральный директор Виктор Турусов был отстранен от должности внешним управляющим.
До банкротства завод позиционировался в основном как производитель дешевой качественной продукции. По данным отдела аналитики компании «СЭКОМ» (одного из крупнейших оптовых продавцов алкоголя в области), объемы выпускаемой заводом продукции за 2003 г. превышали в 1,8 раза аналогичные показатели частного ЕЛВЗ (созданного на базе обанкротившейся «Алконы») и в 2,2 — раза входящего в Росспиртпром ЕВШК. Вадим Акимов, заместитель директора по маркетингу «СЭКОМ», отмечает, что в его компании продукция «Звезды» продавалась лучше, чем других местных производителей. Сергей Лацков, директор Агентства по развитию рынка продовольствия Свердловской области, считает, что банкротство конкурентоспособного завода не было связано с экономическими причинами. Я не сомневаюсь, что водочное производство при определенной организации бизнеса доходно. Когда водка начинает наносить убытки предприятию, это натуральные махинации. Все это касается и ЕВШК, и ЕЛВЗ, и «Звезды», — уверен г-н Лацков.
Рыночная ситуация за полтора года изменилась, поэтому «Звезда» корректирует стратегию. Изначально завод производил 10 собственных марок: пять — низкого ценового сегмента и пять — среднего. Ассортимент планируется увеличить до 14 наименований. Низкий ценовой сегмент интересует «Звезду» меньше, поэтому во время простоя одну из линий по выпуску дешевой продукции завод продал «Уральской Торговой Лиге» (УТЛ). Сейчас это самостоятельный игрок — «Хрусталевские заводы», который и составит конкуренцию дешевым маркам «Звезды». Вадим Деркачев, гендиректор «Уральской Виноводочной Компании» (филиал ООО «УТЛ»), отметил, что «Хрусталевские заводы» уже заняли основную часть низкого сегмента. На «Звезде» планируют больше внимания уделять среднему сегменту — с момента открытия добавятся две новые марки. Анна Перевалова, директор по маркетингу «Звезды»: Дешевые марки хорошо продавались, но этот сегмент сокращается — есть смысл перебираться в средний, тем более завод только открывается и есть возможность скорректировать имидж.
«Звезда» решила выйти в премиум-сегмент и уже зарегистрировала рецептуру двух марок, которые планирует выводить на федеральный уровень. О размере инвестиций в этот проект в «Звезде» не сообщают, но, по оценкам г-на Деркачева, переход водочной марки на федеральный уровень обычно стоит от $500 тыс. до $2,5 млн. Жанна Олейник, руководитель службы по связям с общественностью группы компаний «Русский алкоголь», которой принадлежит завод «Топаз» (производит преимущественно водку премиум-сегмента): Для работы на федеральном уровне особое значение имеют объемы производства. Даже такому большому заводу, как «Топаз» (по данным компании, объем производства составляет до 4 млн дал в год), нелегко держаться на федеральном уровне. «Звезде», которая производит 325 тыс. дал в год (информация Министерства сельского хозяйства за 2003 г. — Прим. ред.) и имеет всего две марки для продвижения, будет сложно тягаться с миллионными объемами гигантов. Что касается объемов, то размер квот на покупку спирта, выделенных «Звезде» Министерством торговли, питания и услуг на этот год, пока не позволяет заводу полностью использовать производственные мощности (они рассчитаны на 400 тыс. дал). Да и разрешенные объемы будут осваиваться постепенно: использовав 4 тыс. дал спирта (из 13 тыс. дал, отпущенных министерством), в августе предприятие готово произвести только 9,5 тыс. дал водки. Мы не ставим задачу резко завоевать рынок. Возьмем мягкий старт и к ноябрю полностью восстановим темп работы, — поясняет новый глава «Звезды» Константин Шалайко.
Все изменится с 1 января 2006 г., когда вступит в силу новое законодательство, полностью меняющее правила игры на алкогольном рынке. Оно снимет большинство ограничений, в частности отменит квоты на закупку спирта. Производители сами будут искать сырье, договариваться о цене. Таким образом, они смогут покупать спирт в неограниченном объеме, уведомляя лишь статистические органы. Для «Звезды» эти изменения к лучшему. Тем более что пока на рынке много барьеров и продавать продукцию в другие регионы сложно. Однако при полном отсутствии препон — акцизных складов, регулирующих алкогольную отрасль, — по прогнозам экспертов, конкуренция обострится, и заводу придется бороться уже за местный рынок. Пока кризис производства алкоголя в Свердловской области только усугубляется. По информации областного правительства, объемы производства алкоголя на предприятиях в первом квартале 2005 г. сократились на 65,9% по сравнению с аналогичным периодом 2004 г. Г-н Шалайко резюмирует, что невозможно делать какие-либо прогнозы и оценивать возможные доли на рынке сплошных проблем.
Марина Промышленникова
p_marina@apress.ru
Законы алкогольной смуты
По новому закону региональные власти полностью перестают влиять на алкогольный рынок: производители будут платить акцизы напрямую в федеральный бюджет, а уже потом он станет делить эти деньги между регионами. Для правительства области это означает возможные финансовые сложности. Сергей Лацков: «В 2005 г. область планирует получить в виде акцизов на алкогольную продукцию 2 млрд руб. В будущем на такие доходы она не сможет рассчитывать». Для потребителей отмена контроля рынка со стороны правительства — не очень хорошая новость. Выдавая аттестаты об аккредитации, Минторговли влияло на поставщиков, пренебрегающих качеством продукта, а с отменой этого правила за качеством будут следить только сами производители.
Изменится жизнь и у оптовиков. Дмитрий Троицкий, исполнительный директор компании «СЭКОМ», поясняет, что для вступления России в ВТО по возможности будут отменены все существующие монополии и ликвидируется понятие акцизного склада. Все акцизные склады с 2006 г. станут обычными оптовыми компаниями. Водочную продукцию можно будет свободно перемещать по территории России. Но снятие ограничений на рынке, как считает г-н Троицкий, приведет к резкому ужесточению конкуренции, хаосу и ценовым войнам, в которых заинтересованы игроки из других областей. «Это сейчас мы знаем, сколько компаний и по каким правилам играют. Кто и какой товар будет привозить в Свердловскую область после 1 января, никому не известно»,— поясняет г-н Троицкий.